Для измерения частоты вращения быстровращающихся валов применяются малогабаритные трехфазные индукционные тахометры типа ТЭ (ТЭ-204, ТЭ-205, ТЭ-206 и ТЭ-207).
Рис. 16.16. 3-фазный индукционный тахометр:
1 - 3-фазный синхронный генератор; 2 - 3-фазный синхронный двигатель; 3 –
вращающийся постоянный магнит; 4 – алюминиевый диск; 5 – противодействую-
щая пружина
Трехфазные индукционные тахометры (рис. 16.16) имеют синхронный трехфазный генератор 1, механически соединенный с исследуемым валом, и синхронный двигатель 2, связанный с генератором 3-проводной линией.
Частота выходного напряжения генератора пропорциональна измеряемой угловой скорости, поэтому частота вращения ротора синхронного двигателя также пропорциональ
на частоте вращения вала.
При вращении постоянного магнита 3, закрепленного на валу двигателя 2, в алюми
ниевом диске 4 индуктируются вихревые токи, пропорциональные частоте вращения дви
гателя.
Взаимодействие этих токов с магнитом 3 вызывает появление вращающего момен-
та, пропорционального частоте вращения, который стремится повернуть диск 4 вслед за магнитом. Вращающий момент уравновешивается противодействующим моментом пружи
ны 5, так что отклонение подвижной части прибора пропорционально частоте вращения.
При изменении направления вращения вала чередование фаз генератора, направле-
ние вращения двигателя и отклонения стрелки измерительного прибора также изменяют-
ся на противоположное.
Диапазон измерений частоты вращения тахометрами индукционного типа от 0 до 3500 об/мин, максимальная погрешность не превышает ± 2,2% от номинального значения шкалы. Основной недостаток тахометра — малый срок службы.