Генезис науки

Этика науки.

Понятие метода. Методы научного исследования.

Структура научного познания. Уровни и формы

Понятие науки. Генезис науки.

Наука и ее социокультурный статус

Наука – специфическая форма познавательной деятельности, направленная на постижение нового знания, которое осуществляется научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.

Наука как социальный институт начала формироваться в середине XVII века. Ученые объединились в первые профессиональные объединения, сообщества. Наука становится профессиональной группой, которая имеет свои задачи, цели, принципы, имеют свою этику и свой научный язык. Развитие науки как социального института связано с: 1) изменением влияния науки на жизнь общества; 2) изменение норм, устое внутри научного общества.

Наука имеет ряд характеристик:

1) рациональность – базовая характеристика, уверенность в возможностях науки;

2) доказательность научного знания – всегда требуются подтверждения, доказательства (1 – непосредственно доказательство фактами; 2 – логически обоснованное знание)

3) общезначимость;

4) системность (изложение знания в системах)

5) эссенциальность (направленность на сущность)

6) объективная истинность

7) наличие специфического языка науки и особых научных средств.

Самое начало протонауки связано с культурой др. Греции (с античностью). Для науки главное – уверенность в разуме. То знание, которое было в других странах и до античности, сплеталось с мифом. Это обусловлено тем, что в античности была демократия, свободомыслие. Именно античность создала философию, логику (Аристотель), начала математики и геометрии. Первые попытки опираются на разум. Античность – колыбель науки. Наука не зарождается в античности, а только имеет корни в ней. Зарождение науки – XVII век.

Интерес к естествознанию, к эксперименту, к рационализму.

С XVII в. наука проходит 3 основных этапа:

1) классическая (XVII – к.XIX в.) основывается на класс. типе рациональности, абсолютное внимание к исследуемому, механизм (упрощенное понимание мира), несистемность.

2) Неклассическая наука (к.XIX в. – с.ХХ столетия). Сеть очень крупных открытий в химии, физике, биологии и т.д. Основываясь на неклассической рациональности (интерес к объекту исследования (каково внутреннее состояние субъекта, его отношение к исследованию). Мы получаем те ответы, которые хотим услышать. Нам важны те вопросы, которые мы задаем. Неклассическая наука признает множественность истины.

3) Постнеклассический (с сер. ХХ в – по сегодняшний день). Ее особенность – комплексные междисциплинарные научные программы (межотраслевые).

Характерно: 1) специалисты из разных областей знаний занимаются одной проблемой; 2) спец. методы; 3) человекосоразмерность программ; на первое место ставят человека (нужно изучать и духовную культуру человека, и исследовать в какой социально-культурной сред он живет и т.д.)

Человек не объект, человек – это цель. Постклассическая рациональность соотносит знания об объекте с ценностями и целевыми структурами деятельности. Основной механизм развития науки – сочетание астенсивного (уточнение, дополнение старого) и интенсивного (скачки в развитии науки, научная революция) пути в науках.

Кун (позитивизм) занимается исследованием техники научных революций. Научная революция – ломка основной парадигмы научного знания (отрицание базовой теории). Новая гипотеза постепенно становится базовой, появляются надстройки, становятся парадигмой и т.д. Затем опять коренная ломка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: