Наука и философия
Структура научного знания
1) Субъект научного знания (индивид, группа, коллектив, научное сообщество, все человечество в целом).
2) Объект и предмет научного знания.
3) Методы познания, которые объясняются спецификой самой науки и предмета познания.
4) Средства познания (микроскопы и т.д.).
5) Специфический язык.
Общая модель развития научного знания.
Всякая наука проходит некоторые этапы в своем развитии:
1) Достоверно установленные факты, взятые из эмпирических наблюдений.
2) Первоначальное обобщение совокупности фактов и создание гипотез.
3) Формирование научной теории, включающей ряд или систему закономерностей, описывающих или объясняющих определенные явления реальности.
4) Создание научной картины мира, т.е. обобщенного образа всей реальности, в котором сведены воедино основные теории на данный исторический период. Различают общенаучную картину мира, которая включает в себя природу, общество, человеческое сознание и естественнонаучную картину мира.
|
|
Можно выделить два основных аспекта:
1) Является ли сама философия наукой?
В общем и целом философия не является наукой, но в философии имеются и научные философские концепции и системы, например, марксизм (стремятся опираться на естествознание), философские системы Аристотеля, Коперника, Декарта, Фрейда. В узком смысле слова философия является общественной наукой, потому что у нее есть свой субъект познания, свои законы, свои объекты познания, свои специфические методы (по аналогии с юридическими (правовыми) науками - у науки есть общепризнанные истины, у юридических наук - нет, в разных странах по-разному).
2) Взаимодействие философии и частных наук. Здесь можно выделить 2 направления:
а) частные науки воздействуют на развитие философского знания;б) влияние философии на частные науки, особенно на общественные науки. Философия выступает как методология для частных наук, дает ценностную ориентацию для частных наук.
Различия между философией и частными науками:
1) Частные науки служат конкретным целям, потребностям, а философия связана со всеобщим признаком (требованиями).
2) Предмет исследования частных наук направлен на изучение действительности, философия связана, прежде всего, с человеком.
Философия призвана сформировать самосознание науки, она помогает науке понять свои возможности, перспективы, определяет развитие науки.
1) Искусство - это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа.
2) Целью искусства является поиск художественного идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса.
|
|
3) Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем науки. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя.
4) Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки - объективны.
И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.
В искусстве важна субъективная оценка, в науке - объективность.