Определение, задачи, основные принципы построения и функционирования РСЧС

Классификация потерь среди населения

Классификация катастроф

ПОНЯТИЕ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ И КАТАСТРОФЕ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Медицина катастроф ТЕМА №1. ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения (ССП), которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.

Стихийное бедствие (СБ) – разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Авария – опасное техногенное происшествие, приводящие к повреждению машин, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.

Катастрофа – внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшее ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшее диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возник­шей потребностью пострадавших в ЭМП, с другой стороны.

1. Естественные (природные) – не зависящие от деятельности человека:

- Метеорологические: бури (ураганы), морозы, засухи, пожары

- Теллурические и тектонические: извержения вулканов, землетрясения.

- Топологические: наводнения, сели, оползни, снежные обвалы.

- Космические: падение метеоритов и прочие космические катаклизмы.

2. Искусственные (технологические) – вызываемые деятельностью человека:

- Транспортные: авиационные и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском транспорте.

- Производственные: механические, химические, радиационные, термические.

3. Специфические:

- войны

4. Биолого-социальные:

- голод,

- эпидемии,

- терроризм,

- наркомания (токсикомания),

- общественные беспорядки,

- алкоголизм.

Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них Постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года разработана следующая классификация ЧС природного и техногенного характера:

Вид ЧС Характерологические признаки
Кол-во пострадавших (чел) Размер материального ущерба Зона ЧС
Локальная Не более 10 Не более 100 тыс. рублей Не выходит за пределы объекта
Муниципальная Не более 50 Не более 5 мил. руб. Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения
Межмуниципальная Не более 50 Не более 5 мил. руб. Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территории города Федерального значения или межселенную территорию
Региональная Свыше 50, но не более 500 Свыше 5 мил. руб., но не более 500 мил. рублей Не выходит за пределы территории одного субъекта РФ
Межрегиональная Свыше 50, но не более 500 Свыше 5 мил. руб., но не более 500 мил. рублей Затрагивает территорию двух и более субъектов РФ
Федеральная Свыше 500 чел. Свыше 500 мил. руб.  

Локальная ЧС - ликвидируется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы.

Муниципальная ЧС - ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления.

Межмуниципальная ЧС - ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления оказавшихся в зоне ЧС.

Региональная ЧС – ликвидируетсясилами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.

Межрегиональная ЧС – ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ оказавшихся в зоне ЧС.

Федеральная ЧС - ликвидируетсяпо решению Правительства РФ.

Критерии ЧС мирного времени (Постановление Правительства РФ № 261 – 92 г.):

1. Число пораженных 10 и более;

2. Число погибших 2 и более;

3. Увеличение среднестатистической заболеваемости в 3 раза;

4. Увеличение среднестатистической смертности при эпидемии в 3 раза;

5. Одновременное возникновение 50 и более случаев острых инфекционных заболеваний или 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией или 15 случаев лихорадочных заболеваний не установленного характера.

Во время ЧС на людей и окружающую природную среду могут воздействовать следующие поражающие факторы:

- Динамический (механический) – приводит к различным травмам и ранениям. Такие поражения часто встречаются при землетрясениях, смерчах, транспортных авариях.

- Термический – приводит к ожогам или обморожениям (световое излучение, пожары, морозы, наводнения и т.д.)

- Радиационный – приводит к лучевой болезни, лучевым ожогам кожи и поражениям внутренних органов при попадании РВ внутрь.

- Химический – воздействует на людей при химических авариях, вызывая разнообразные по характеру и тяжести поражения (отравления).

- Биологический – бактерии и др. биологические агенты, выброс и распространение которых возможен при авариях на биологически опасных объектах, что может привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям).

- Психоэмоциональный – приводит к различным нарушениям психики, от легких психогенных реакций (ступор, страх, истерии), до стойких нервно-психических заболеваний (депрессия, психоз) требующих длительной госпитализации и лечения.

Поражающие факторы катастроф могут воздействовать мгновенно или растянуто во времени. При этом вероятны множественные, комбинированные и сочетанные поражения.

В результате воздействия поражающих факторов ЧС возникают медико-санитарные последствия ЧС, к которым относятся:

1. санитарные и безвозвратные потери среди населения,

2. нарушение психики у людей в очагах поражения,

3. осложненная санитарно-гигиеническая и эпидеми­ологическая обстановка в районе ЧС,

4. дезоргани­зация системы управления территориального здравоохранения,

5. поте­ри медицинских сил и средств.

Совокупные (или общие) потери среди людейво время ЧСв очаге поражения подразделяются на: безвозвратные и санитарные потери.

Безвозвратные потери – это люди, погибшие в момент возникновения ЧС или умершие до поступления на первый этап мед эвакуации (в медучреждение), а также пропавшие без вести.

Санитарные потери – это пораженные и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС, нуждающиеся в оказании медпомощи, потерявшие работоспособность сроком на 1 или более сутки и поступившие на ЭМЭ.

Санитарные потери классифицируются:

- по структуре (этиологическому фактору),

- по тяжести,

- по транспортабельности и прочим признакам.

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, а в случае возникновения ЧС – для ликвидации их последствий и уменьшения ущерба народному хозяйству, на основании постановления Правительства РФ № 261 от 18.04.1992г. в нашей стране создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), которая постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.1995г. была преобразована в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (сделано во исполнение ФЗ № 68 от 94г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»).

РСЧС – это государственная, организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства: федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), ОИВ субъектов РФ, органы местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основная цель создания РСЧС: объединение усилий ОИВ всех уровней и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Законодательную и нормативно-правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют: Конституция РФ, более 60 ФЗ, свыше 120 постановлений Правительства и 300 ведомственных приказов, положений и инструкций.

Важнейшим фактором, влияющим на функционирование системы, является уровень подготовки населения страны к действиям в условиях угрозы и развития ЧС природного, техногенного характера.

Основные задачи РСЧС:

1. проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС, снижение размеров ущерба и материальных потерь;

2. повышение устойчивости функционирования отраслей экономики, организаций и объектов в ЧС;

3. создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

4. сбор, обработка и обмен информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

5. подготовка населения к действиям в ЧС;

6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

7. создание резервов финансовых и мат. ресурсов для ликвидации ЧС;

8. ликвидация ЧС;

9. жизнеобеспечение пострадавшего населения при ликвидации последствий ЧС;

10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавше­го от ЧС, проведение гуманитарных акций

11. В мирное время участие органов управления, сил и средств РСЧС в под­готовке государства к ведению ГО.

Принципы построения и функционирования системы РСЧС:

1. защите от ЧС подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

2. организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией руководителей всех ОИВ, а также предприятий, учреждений и организаций не зависимо от форм собственности.

3. мероприятия по защите населения и территорий от ЧС осуществляются с учетом разделения полномочий и ответственности между ФОИВ, ОИВ субъектов РФ и органами местного самоуправления.

4. заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий и их непрерывное осуществление.

5. комплексный подход к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по ГО.

6. организационная структура РСЧС должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: