вербальные невербальные
(речевые) - (неречевые)
речевая система - экстра и паралингвистические
слова и их значения, (темп речи, интонирование,
правила построения предложений паузы, смех)
- оптико-кинетические (жесты,
мимика, пантомимика)
- праксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
- визуалика (визуальный контакт) – передаётся посредством контакта глаз
Бывает так, что у человека речевая информация расходится с той информацией, которую передаёт наше тело, человек становится конгруэнтен. В таких случаях партнёр по общению доверяет невербальным сигналам.
Интерактивная сторона общения – это организация и осуществление совместных действий, позволяющих реализовать партнёрами некоторую общую для них деятельность. В зависимости от того, способствует ли взаимодействие между индивидами организации и осуществлению совместной деятельности, различают кооперативное взаимодействие и конкурентное взаимодействие. Взаимодействие с партнёром осуществляется на основе отношений к предмету деятельности и на основе взаимоотношений между осуществляемыми её людьми.
конкуренция
«Я» - цели
соперничество сотрудничество
компромисс
уход приспособление
0 кооперация цели партнёра
Перцетивная сторона общения – это процесс восприятия и познания собеседниками друг друга. Неизбежный процесс, который сопровождает общение.
В процессе общения мы не только узнаём нашего партнёра лучше, но и узнаём лучше себя, обращая внимание на то, как партнёр на нас реагирует. Мы посредством этого можем менять себя. Социальная перцепция возможна благодаря следующиммеханизмам:
- познание и понимание людьми друг друга осуществляется посредством идентификации импатии и аттракции. Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнёра по общению. Импатия – эмоциональное сопереживание другому человеку, умение чувствовать. Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого, позитивного чувства к нему.
- познание самого себя в процессе общения посредством механизма рефлексии и прогнозируем поведение партнёра по общению или используем каузальную (причинную) атрибуцию. Рефлексия – механизм познания самого себя, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнёром по общению; умении посмотреть на себя со стороны. Казуальная атрибуция – это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, которые позволяют нам понять причин его конкретного поведения.