Методы и виды государственного регулирования

Методы- это конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования с целью достижения определенного результата.

1.Административные методы – приемы одностороннего воздействия государства на поведение хозяйствующих субъектов, реализуемые путем издания правовых актов и деятельности компетентных государственных органов по реализации норм, установленных в таких актах.

Виды:

1.1. Установление правил поведения общеобязательного характера. Например, обязательное регистрирование субъектов хозяйственной деятельности до начала такой деятельности

1.2. Предписание об обязательном совершении определенных действий. Например, предписание об устранении недостатков в производимой продукции.

1.3. Утверждение конкретных плановых заданий. Например, государственный заказ на закупку сельскохозяйственной продукции.

1.4. Разрешение совершения определенных действий. Например, выдача лицензии дает право на осуществление определенных действий.

2.Экономические – представляют собою приемы, направленные на достижение желаемого поведения субъектов путем воздействия на их материальные интересы.

В систему экономических методов входят:

2.1. Налоговая политика, включающая такие инструменты, как льготное налогообложение субъектов хозяйствования и изменение срока уплаты налогов.

2.2. Льготное кредитование – выдача кредитов на более выгодных условиях (низкий процент, длительный срок возврата).

2.3. Выдача ссуд, т.е денежных средств, подлежащих возврату, но без уплаты процентов. Ссуды выдаются под определенные цели.

2.4. Дотации и субсидирование – выдача денежных средств на определенные цели безвозмездно и безвозвратно.

2.5. Ценовая политика - разрешение установить отдельным субъектом хозяйствования более высокие цены на их товары, работы, услуги.

Следует отметить, что административный и экономический методы взаимосвязаны и взаимозависимы.

4. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут нести потенциальную опасность национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам, нравственности, здоровью населения или окружающей среде. К осуществлению таких видов деятельности предъявляются особенные, более строгие требования, их выполнение подвергается усиленному контролю со стороны государства. Например, для перевозок пассажиров требуется наличие исправного транспорта и водителей соответствующей квалификации. Осуществление медицинской деятельности требует специальных помещений, оборудования, соблюдения определенного режима работы и наличия медицинского персонала.

С целью защиты указанных интересов, недопущения вредных, опасных последствий осуществления таких видов деятельности введен институт лицензирования (это значение).

Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, по выдаче лицензий, (их дубликатов), внесению в лицензии изменений (дополнений), продлению срока действия лицензий, аннулированию, прекращению их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

Субъект хозяйствования, который должен получить лицензию – соискатель лицензии, а имеющий лицензию – лицензиат.

Лицензирующие органы – республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, уполномоченные осуществлять лицензирование. Например, адвокатские лицензии, лицензии на осуществление частной нотариальной деятельности выдает Министерство юстиции, на осуществление банковской деятельности – Национальный банк и т.д.

Указом № 450 от 01.09.2010 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень из 37 видов деятельности, осуществление которых требует получения лицензии. В их числе адвокатская, банковская, охранная, частная нотариальная деятельность, деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей и другие.

Для получения лицензии необходимо обратиться в орган, выдающий соответствующий вид лицензии и представить необходимые документы (Положение о лицензировании, утвержденное Указом №450). Плата за выдачу лицензии составляет 8 базовых величин, а на осуществление банковской деятельности – от 550 до 2200 базовых величин (Приложение №22 к Налоговому кодексу). Срок выдачи лицензии – 15 рабочих дней (при необходимости продляется еще на 10 дней). Срок действия лицензии – от 5 до 10 лет.

Действие лицензии прекращается в случаях:

истечения срока, на который она выдана;

в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;

в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата – физического лица;

по желанию лицензиата;

по решению лицензирующего органа либо суда в других установленных случаях.

Прекращение действия лицензии следует отличать от ее аннулирования, которое осуществляется также по решению лицензирующего органа или суда, но в этом случае вся деятельность по лицензируемому виду считается незаконной, а полученные доходы взыскиваются в бюджет.

Тема 2: Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности

1.Понятие и система принципов правового регулирования предпринимательской деятельности

2. Виды принципов

3.Методы правового регулирования

1 .Принципами правового регулирования хозяйственной деятельности являются основополагающие идеи осуществления такой деятельности, лежащие в основе нормативного регулирования и закрепленные в Конституции и хозяйственном законодательстве.

Принципы х.п. действуют в тесном взаимодействии между собою и принципами других отраслей, дополняют друг друга. Значение принципов:

1.Помогают отграничить одну отрасль права от другой.

2.Помогают правильно толковать и применять нормы права.

3.Способствуют анализу и сопоставлению норм х.пр. РБ с такими же нормами других стран.

В зависимости от юридической силы принципы бывают:

а) общеправовые (конституционные).

б) межотраслевые;

в) отраслевые;

г) принципы отдельных институтов.

В хозяйственном праве встречаются все виды принципов.

2. 1.Принцип свободы предпринимательской деятельности.

Согласно ч.1 ст. 13 Конституции, государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом.

Действие этого принципа может быть законодательно ограничено в интересах общества, например, путем лицензирования отдельных видов деятельности.

2. Принцип юридического равенства всех форм собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Конституции государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Из данного принципа следует принцип равенства правового статуса субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм.

3.Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве. Один из источников: Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

4.Принцип государственного регулирования хозяйственной деятельности. Государственное регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности осуществляется во всех государствах независимо от типа экономики.

Различие состоит только в формах и и методах такого регулирования, которые определяются конкретными экономическими и, политическими, социальными и другими факторами..

Согласно ч. 4 ст. 13 конституции, государство осуществляет регулирование экономической деятельности человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

5.Принцип законности.

Этот общеправовой принцип рассматривается в 2-х аспектах.

С одной стороны, осуществление хозяйственной деятельности должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

С другой - деятельность уполномоченных государственных органом по регулированию также должна подчиняться закону.

Меры обеспечения законности при осуществлении хозяйственной деятельности предусмотрены ст. 12 Гражданского кодекса, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права гражданина или юридического лица.

Порядок и условия реализации предпринимателями права на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и должностными лицами определяется утвержденным Положением.

6.Принцип приоритета общепризнанных принципов международного права.

Согласно ст.6 ГК, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах РБ, вступивших в силу, являются частью гражданского законодательства, действующего на территории РБ и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из такого международного договора не следует, что для применения его норм требуется издание внутригосударственного акта.

3. Под методом правового регулирования хозяйственной деятельности понимается совокупность приемов и способов регулирования общественных отношений, возникающих в результате такой деятельности.

Метод правового регулирования определяется предметом конкретной отрасли.

В связи с тем, что в предмет правового регулирования хозяйственного права входят две совершенно разные группы общественных отношений, в данном случае действует комплексный метод правового воздействия.

Его составляют гражданско-правовые и административно-правовые способы и приемы.

Горизонтальные общественные отношения подвергаются воздействию приемов, для которых характерно юридическое равенство сторон, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров (дизпозитивный-гражданско-правовой метод).

Вторая часть предмета правового воздействия - вертикальные общественные отношения, имеющие черты властеотношений между участниками, где одной из сторон всегда является государственный орган, а права и обязанности сторон четко разграничены (императивный - административно-правовой метод).

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 1. Понятие и особенности правового статуса субъектов хозяйственной деятельности.

1. Физические лица как субъекты предпринимательства.

2. Юридические лица как субъекты предпринимательства.

3. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

4. Формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

5. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: