Работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности как объекты коммерческой сферы

Объектами коммерческих прав могут быть сами действия обязанного лица, которые выражаются в выполнении им работы или оказании услуги.

При этом под работой понимаются действия, направленные на создание какого-либо овеществленного результата, который и будет предметом соответствующего коммерческого правоотношения. Например, подрядчик обязуется построить для заказчика магазин, который и является предметом договора подряда. В подряде и иных договорах подрядного типа результат приобретает вещную форму, т.е. материализуется в созданных, отремонтированных, переработанных вещах.

Однако возможны ситуации, когда в результате совершения определенных действий, овеществленные результаты не возникнут. В данном случае «продаже» будет подлежать не сам результат работы, а действия, к нему приведшие. Эти действия называются услугой. В качестве примера можно привести оказание услуг юридической фирмой торговой организации, деятельность поверенного, комиссио­нера, хранителя. Их работа не имеет материализованного результата, но представляет юридически значимый интерес для клиента: доверителя, комитента, поклажедателя. В этом случае предметом коммерческого правоотношения служит само действие — услуга.

С 1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть ГК «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», которая регулирует не только интеллектуальную собственность, но и все действия и последствия связанные с ней. Следует заметить, что одним из главных условий вступления России в ВТО было требование — привести законодательство в области защиты авторского и смежных прав в соответствие с европейским, и чтобы нормы в области авторских прав были включены в ГК. Что и было сделано.

В соответствии со ст. 1225 ГК предоставляется правовая охрана результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. В част­ности, к ним относятся:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Надо отметить, что в связи с введением в действие части четвертой ГК в судебной практике возник ряд вопросов, для устранения которых было принято совместное постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Эти вопросы касаются отдельных статей, относящихся к авторскому, патентному праву, праву на фирменное наименование, на товарный знак, знак обслуживания и праву на коммерческое обозначение.

До последнего времени единственным научным учреждением в России, занимавшимся такими специфическими и обширными вопросами интеллектуальной собственности, был Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности. Одним из центральных учебных заведений в этой области является Российский государственный институт интеллектуальной собственности.

В период кризиса, как известно, наука и образование становятся главными приоритетами страны, необходима коммерциализация научных разработок. Экономика все больше предъявляет спрос на специалистов в сфере услуг, инноваций, производственного инжиниринга, информационных технологий, менеджеров по эксплуатации производственных зданий, торговых комплексов, аэропортов. Особое предпочтение отдается энергосбережению и междисципли­нарным исследованиям, например нанотехнологиям.

К сожалению, в этой сфере наша страна уступает многим зарубежным странам. В России инновационно активных компаний меньше 10%, а за рубежом больше половины. Там внедряются не только технологические, но и управленческие инновации. Сейчас остро встал вопрос о коммерциализации нанотехнологических изысканий во многих отраслях экономики и областях человеческой жизни, которым занимается созданная в 2008 г. Российская корпорация нанотехнологий (Роснанотех). По данным этой организации в 2007 г. только в Израиле было зарегистрировано свыше 150 патентов, обладающих высоким потенциалом коммерциализации. Примечательно, что в этом государстве немало работающих в сфере нанотехнологий ученых — выходцев с просторов бывшего СССР. За тот же год в России ни одного патента в сфере нанотехнологии не было зарегистрировано, хотя и были соответствующие открытия. Из-за неумения коммерциализировать те или иные открытия в области ианотехиологии наша страна теряет сотни миллиардов долларов[3].

По данным директора Республиканского НИИ интеллектуальной собственности В. Лопатина более 90% технологических решений в России находятся в режиме простой информации. Они не являются объектами гражданского оборота, их нельзя продать или передать. Незапатентованные идеи эксплуатируются зарубежными производителями, которые создают на их основе современные технологии, а потом продают в России. Так, в 2008 г. во всем мире было запатентовано 10 тыс. патентов, связанных с нанотехнологиями. Из них 2030 патентов выдано в России. Но 2 тыс. из них выдано иностранным компаниям и только 30 — отечественным правообладателям[4].

В связи с этим необходимо особое внимание уделять патентованию нанотехнологических разработок, их внедрению в производство, правовой защите интеллектуальной собственности. Без активного участия отечественных бизнес-структур и государственной поддержки в виде соответствующих нормативных актов данную проблему не решить.

Указом Президента РФ от 24.05.2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» данная служба стала правопреемником Роспатента, а также правопреемником Минюста России в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.

В это же время по инициативе Премьер-министра РФ создано Агентство стратегических инициатив (АСИ), задача которого состоит в том, чтобы обеспечить модернизацию и социальное обновление общества, привлечь максимальное количество малого и среднего бизнеса в инновационные проекты страны. Агентство — неправительственная структура, опирающаяся на разветвленную сеть организа­ций. Ее особенностью является выстроенная прямая связь между премьером и бизнесом. Агентство не является конкурентом иннограда Сколково, оно стремится стать прочным каналом связи между государством и инициативами среднего бизнеса.

Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 № 4-ФКЗ ввел в России принципиально новый суд, который будет рассматривать споры представителей научно-творческих профессий. Это Суд по интеллектуальным правам, который является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве первой и кассационной инстанции.

Обеспечение надежной защиты интеллектуальной собственности отвечает стратегическим задачам государства и делового сообщества. Получение охранных документов на объекты промышленной собственности: патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельство о регистрации товарного знака (торговой марки) в соответствии с действующим законодательством РФ обеспечивает исключительное право на их использование и запрещает их использование третьим лицам без разрешения правообладателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: