Команды передачи управления микроконтроллера 8051

Группа представлена командами безусловного и условного переходов, командами вызова подпрограмм и командами возврата из подпрограмм.

В таблице также указаны тип команды (Т) в соответствии с таблицей, ее длина в байтах (Б) и время выполнения в машинных циклах (Ц).

Название команды Мнемокод КОП Т Б Ц Операция
Длинный переход в полном объеме ПП LJMP ad16         (PC) ¬ ad16
Абсолютный переход внутри страницы в 2 Кб AJMP ad11 a10a9a800001       (PC) ¬ (PC) + 2, (PC0-10) ¬ ad11
Короткий относительный переход внутри страницы в 256 байт SJMP rel         (PC) ¬ (PC) + 2, (PC) ¬ (PC) +rel
Косвенный относительный переход JMP @A+DPTR         (PC) ¬ (A) + (DPTR)
Переход, если аккумулятор равен нулю JZ rel         (PC)¬(PC)+2, если (A)=0, то (PC)¬(PC)+rel
Переход, если аккумулятор не равен нулю JNZ rel         (PC)¬(PC)+2, если (A)≠0, то (PC)¬(PC)+rel
Переход, если перенос равен единице JC rel         (PC)¬(PC)+2, если (С)=1, то (PC)¬(PC)+rel
Переход, если перенос равен нулю JNC rel         (PC)¬(PC)+2, если (С)=0, то (PC)¬(PC)+rel
Переход, если бит равен единице JB bit, rel         (PC)¬(PC)+3, если (b)=l, то (PC)¬(PC)+rel
Переход, если бит равен нулю JNB bit, rel         (PC)¬(PC)+3, если (b)=0, то (PC)¬(PC)+rel
Переход, если бит установлен, с последующим сбросом бита JBC bit, rel         (PC) ¬ (PC) + 3, если (b)=1, то (b) ¬ 0 и (PC)¬ (PC) + rel
Декремент регистра и переход, если не нуль DJNZ Rn, rel 11011rrr       (PC) ¬ (PC) + 2, (Rn) ¬ (Rn) - 1, если (Rn) ≠ 0, то (PC) ¬ (PC) + rel
Декремент прямоадресуемого байта и переход, если не нуль DJNZ ad, rel         (PC) ¬ (PC) + 2, (ad) ¬ (ad) - 1, если (ad) ≠ 0, то (PC) ¬ (PC) + rel
Сравнение аккумулятора с прямоадресуемым байтом и переход, если не равно CJNE A, ad, rel         (PC) ¬ (PC) + 3,если (A) ≠ (ad), то (PC) ¬ (PC) + rel,если (A) < (ad), то (C) ¬ 1, иначе (C) ¬ 0
Сравнение аккумулятора с константой и переход, если не равно CJNE A, #d, rel         (PC) ¬ (PC) + 3,если (A) ≠ #d, то (PC) ¬ (PC) + rel,если (A) < #d, то (C) ¬ 1, иначе (С) ¬ 0
Сравнение регистра с константой и переход, если не равно CJNE Rn, #d, rel 10111rrr       (PC) ¬ (PC) + 3,если (Rn) ≠ #d, то (PC) ¬ (PC) + rel,если (Rn) < #d, то (C) ¬ 1, иначе (С) ¬ 0
Сравнение байта в РПД с константой и переход, если не равно CJNE @Ri,#d,rel 1011011i       (PC) ¬ (PC) + 3,если ((Ri)) ≠ #d, то (PC) ¬ (PC) + rel,если ((Ri)) < #d, то (C) ¬ 1, иначе (C) ¬ 0
Длинный вызов подпрограммы LCALL adl6         (PC) ¬ (PC) + 3, (SP) ¬ (SP) +1, ((SP)) ¬ (PC0…7), (SP) ¬ (SP) + 1, ((SP)) ¬ (PC8…15), (PC) ¬ ad16
Абсолютный вызов подпрограммы в пределах страницы в 2 Кб ACALL ad11 a10a9a810001       (PC) ¬ (PC) + 2, (SP) ¬ (SP) + 1, ((SP)) ¬ (PC0…7), (SP) ¬ (SP) + 1, ((SP)) ¬ (PC8…15), (PC0-10) ¬ ad11
Возврат из подпрограммы RET         (PC8…15) ¬ ((SP)), (SP) ¬ (SP) - 1, (PC0…7) ¬ ((SP)), (SP) ¬ (SP) – 1
Возврат из подпрограммы обработки прерывания RETI         (PC8…15) ¬ ((SP)), (SP) ¬ (SP) - 1, (PC0…7) ¬ ((SP)), (SP) ¬ (SP) – 1
Пустая операция NOP         (PC) ¬ (PC) + 1

Таблица 2.6 Команды передачи управления

Команда безусловного перехода LJMP (L – long – длинный) осуществляет переход по абсолютному 16-битному адресу, указанному в теле команды, т. е. команда обеспечивает переход в любую точку памяти программ.

Действие команды AJMP (А – absolute – абсолютный) аналогично команде LJMP, однако в теле команды указаны лишь 11 младших разрядов адреса. Поэтому переход осуществляется в пределах страницы размером 2 Кбайт, при этом надо иметь в виду, что сначала содержимое счетчика команд увеличивается на 2 и только потом заменяются 11 разрядов адреса.

В отличие от предыдущих команд, в команде SJMP (S – short – короткий) указан не абсолютный, а относительный адрес перехода. Величина смещения rel рассматривается как число со знаком, а, следовательно, переход возможен в пределах – 128...+127 байт относительно адреса команды, следующей за командой SJMP.

Команда косвенного перехода JMP @A+DPTR позволяет вычислять адрес перехода в процессе выполнения самой программы.

Командами условного перехода можно проверять следующие условия:

Ø JZ — аккумулятор содержит нулевое значение;

Ø JNZ — аккумулятор содержит не нулевое значение

Ø JC — бит переноса С установлен;

Ø JNC — бит переноса С не установлен;

Ø JB — прямо адресуемый бит равен 1

Ø JNB — прямо адресуемый бит равен 0;

Ø JBC — прямо адресуемый бит равен 1 и сбрасывается в нулевое значение при выполнении команды.

Все команды условного перехода рассматриваемых микро-ЭВМ содержат короткий относительный адрес, т. е. переход может осуществляться в пределах—128... +127 байт относительно следующей команды.

Команда DJNZ предназначена для организации программных циклов. Регистр Rn или байт по адресу ad, указанные в теле команды, содержат счетчик повторений цикла, а смещение rеl — относительный адрес перехода к началу цикла. При выполнении команды содержимое счетчика уменьшается на 1 и проверяется на 0. Если значение содержимого счетчика не равно 0, то осуществляется переход на начало цикла, в противном случае выполняется следующая команда.

Команда CJN удобна для реализации процедур ожидания внешних событий. В теле команды указаны "координаты" двух байт и относительный адрес перехода rel. В качестве двух байт могут быть использованы, например, значения содержимого аккумулятора и прямо адресуемого байта или косвенно адресуемого байта и константы. При выполнении команды значения указанных двух байт сравниваются и в случае, если они не одинаковы, осуществляется переход. Например, команда

WAIT: CJNE A, P0, WAIT

будет выполняться до тех пор, пока значения на линиях порта P0 не совпадут со значениями содержимого аккумулятора.

Действие команд вызова процедур полностью аналогично действию команд безусловного перехода. Единственное отличие состоит в том, что они сохраняют в стеке адрес возврата.

Команда возврата из подпрограммы RET восстанавливает из стека значение содержимого счетчика команд, а команда возврата из процедуры обработки прерывания RETI, кроме того, разрешает прерывание обслуженного уровня. Команды RET и RETI не различают, какой командой – LCALL или ACALL – была вызвана подпрограмма, так как и в том, и в другом случае в стеке сохраняется полный 16-разрядный адрес возврата.

В заключение следует отметить, что большинство Ассемблеров допускают обобщенную мнемонику JMP – для команд безусловного перехода и CALL – для команд вызова подпрограмм. Конкретный тип команды определяется Ассемблером, исходя из "длины" перехода или вызова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: