Организация двигательного режима дня в современных программах по физическому воспитанию

Передовые взгляды на формирование физической культуры личности позволяют определить основные составляющие ее компоненты. Так, одним из компонентов является физкультурно-спортивная деятельность, которая, по мнению В.К.Бальсевича (1997), ориентирована на развитие, распространение и освоение общественного опыта применения активной деятельности в целях сохранения здоровья, содействия нормальному развитию способностей и свойств человека. В дошкольном образовательном учреждении физкультурно-спортивная деятельность реализуется в виде режима двигательной деятельности в течение дня.

Двигательный режим дня дошкольного учреждения, по сути, решает основные задачи формирования физической культуры личности дошкольника. В нем должны обеспечиваться условия для создания базы полноценного физического и психического здоровья и эмоционального благополучия дошкольника.

Так, необходимым является реализация обязательных и дополнительных форм двигательной деятельности с учетом соблюдения психолого-педагогических и гигиенических требований, климато-географических условий, особенностей развития и здоровья детей. Также в двигательном режиме дня должно быть разнообразие структуры, содержания и методики проведения занятий.

По мнению основоположника разработок положений относительно оптимальности двигательной деятельности в режиме дня дошкольников Э.С.Вильчковского (1983), развитие двигательных функций неразрывно связано с двигательным режимом дня дошкольного учреждения. А успешность организации двигательного режима дня зависит от выполнения следующих условий – удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении, обеспечения достаточного количества игровой деятельности в режиме дня (обязательно систематическое проведение подвижных игр), высокой моторной плотности занятий физической культурой, разнообразия средств и форм работы с детьми. Как указывает автор, оптимальный режим двигательной активности - это соотношение объема и интенсивности упражнений при рациональном их чередовании в режиме дня. Объем двигательной деятельности в режиме дня не должен быть, по утверждению автора, ниже, чем 1,5-2 часа.

В соответствии с условиями, обеспечивающими эффективность функционирования структуры двигательного режима дня, нами был проведен его содержательный и количественный анализ.

Содержательный анализ двигательного режима дня детей дошкольного возраста проводился по следующим направлениям: структура двигательного режима дня; перечень форм двигательной деятельности, в том числе и подвижных игр; взаимосвязь физического воспитания с другими видами деятельности, планирование физической нагрузки. Количественный анализ включал определение объема двигательной деятельности (в т.ч. подвижных игр).

Всего было исследовано 15 программ и разделов программ по физическому воспитанию для дошкольников (подробно таблицы представлены в приложениях). Все они в той или иной мере содержат рекомендации по организации двигательного режима дня. Вместе с тем, в 6 – ти изученных программах двигательный режим дня никак не структурируется. В программах «Старт», «Север», «СА-ФИ-ДАНСЕ» недостаточно подробно освещен двигательный режим дня, т.е указаны средства, методы и некоторые формы, но их место в режиме дня не определено. В остальных 9-ти программах двигательный режим дня стандартно представлен: традиционными формами организованной двигательной деятельности (утренняя гимнастика, физкультурное занятие и т.д) с их временной регламентацией, а также основными средствами и методами. Общим недостатком является отсутствие технологических приемов планирования средств физической культуры в зависимости от их объема и интенсивности не только на отдельно взятом занятии, но и в режиме дня в целом.

Хотя, как утверждает Г.Н.Голубева (2007), существует тесная взаимосвязь между основными показателями двигательной активности – объемом, продолжительностью и интенсивностью и поведением детей в течение дня. Необходимо учитывать реакции детского организма на физические нагрузки, процесс адаптации к ним как подчеркивает автор, должен носить планомерный, систематический, адекватный возрасту детей характер.

Настораживает факт того, что в программах и методических рекомендациях по их реализации отсутствует целенаправленная организация двигательного режима на основе климатогеографических условий с учетом изменений, например геомагнитного фона, температурных режимов, биологических ритмов детей в течение дня. Исключение составляет программа «Север», но и в данной программе не учитываются в полной мере вышеперечисленные условия.

Вместе с тем, по данным Э.Н.Каурова (2001) кандидата физико-математических наук, члена РАН, в настоящее время необходимо более пристально изучать и реализовывать имеющиеся рекомендации по изменению геомагнитной обстановки в регионе, в частности Сибирском (отличающимся своей неблагоприятной обстановкой), так как их влияние на общее самочувствие детей, состояние их психосоматического здоровья велико.

Отсутствие механизмов организации двигательного режима дня, планирования в нем средств физической культуры различной интенсивности и объема, приводит также к тому, что объемы организованной двигательной деятельности существенно разнятся, от 12% в программе «Детство» до 42% в программах «Старт» и «Север». Данные факты объяснимы еще и недостаточной регламентацией обязательных и дополнительных форм занятий физической культурой по их числу в дошкольных учреждениях.

В отношении использования подвижных игр в двигательной деятельности дошкольников отмечены факты как полного их отсутствия в виде программного раздела («Программа развития, воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Здоровье» и др.), так и частичного присутствия подвижных игр в разделах (легкая атлетика программы «Преемственность», гимнастика - «СА-ФИ-ДАНСЕ», прогулка - «Воспитываем гибкость, силу и выносливость»). В этой связи следует отметить факт отсутствия какой-либо целенаправленности в личностном развитии посредством подвижных игр.

Положительным фактом является то, что во многих программах и методических рекомендациях по их реализации, имеется некоторый материал по интегральному развитию детей, и, в частности, по взаимосвязанному развитию умственного, психического потенциала с физическим компонентом. Но, в конечном счете, он ограничивался лишь определением сенситивных периодов физического и психического развития, а конкретизация использования средств физической культуры непосредственно влияющих на те или иные качества в двигательном режиме дня отсутствовала.

Исходя из выше сказанного, можно обобщить, что, во всех программах прослеживается отсутствие научно обоснованной установки на активное усвоение дошкольникам ценностей физической культуры. В методических рекомендациях к реализации данных программ на практике просматривается примат физической подготовленности, основанный на обязательном выполнении возрастных нормативов, что приводит к акцентированному обучению двигательным навыкам и развитию физических качеств.

Вместе с тем, такой подход тормозит формирование мотивационного и эмоционального компонента физической культуры. Строго заданная ориентированность педагога на приоритет нормативов (А.П.Матвеев,1997; Л.И.Лубышева,1992), оставляет без внимания формирование потребностей детей в игровой деятельности, как ведущей деятельности на данном возрастном этапе. Все это отрицательно сказывается как на формировании физической культуры личности детей в целом, так и на организации двигательного режима дня в частности.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что существующие программно – нормативные документы по формированию физической культуры личности детей в дошкольном учреждении нуждаются в существенной доработке, а именно в четком структурировании двигательного режима дня, конкретизации механизмов применения подвижных игр на практике и технологии планирования их в зависимости от интенсивности в режиме дня.

Литература:

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

2. Общие основы теории и методики физического воспитания: Учебник / Под ред. Т.Ю.Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. - 424с.

3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: