При проведении экономических реформ необходимо выработка четкой региональной политики. Необходимы меры по пространственной интеграции хозяйства. При развитии местных региональных рынков должна быть единая федеральная налоговая политика и укрепление общероссийских рынков, поскольку сохранение единства и целостности России является основной задачей региональной политики. Для отдельных регионов страны разрабатываются региональные программы, которые обеспечивают баланс общероссийских и региональных интересов. Регионы с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу местным органам власти, а также депрессивные регионы, которые финансируются из федерального бюджета. Финансирование осуществляется из различных источников: специальные фонды регионального развития, налоговые льготы, отечественные и иностранные инвесторы.
В современном региональном развитии существует общая черта экономического кризиса, связанная с укреплением политического устройства, наблюдается этническая напряженность, которая усиливается из-за разных стартовых условий при вхождении регионов в рынок. Из-за недоразвитости экономики, регионы пытались создавать замкнутые рынки, которые обслуживало население только в данном регионе.
Сырьевые регионы ориентируются на мировые рынки. Важными значениями региональной политики являются:
- Реконструкция экономики различных регионов;
- Проведение конверсии оборонных отраслей;
- Оздоровление экологической обстановки;
- Вопросы приватизации.
В центре внимания находятся вопросы развития производственной и социальной инфраструктуры, восстановление хозяйства в сельской местности. Продолжается формирование территориально-производственных процессов, промышленных узлов в Северном и Восточном регионе, в частности за счет иностранных инвесторов.
Стимулируется развитие экспортных и импортозаменяющих производств. Ликвидация СССР отрицательно сказалась на геополитической обстановке. Все регионы России за исключением Волго-вятского выходили к границам РФ, что требует значительных вложений для защиты границы и ухудшает социально-экологического положения регионов. Из-за различных природно-географических, демографических, экономических условий отдельных регионов в региональной политике необходимо учитывать их специфику, повышать возможности региональных форм власти за счет делегирования полномочий к федеральной организации власти от регионов. Децентрализация направлена на активизацию экономической деятельности на местах.
Межрегиональные связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, которые формируются и развиваются при функционировании общественного производства. Эти связи обусловлены специализацией общественного труда, разделение труда м/у регионами природно-географическими условиями и исторически сложившимся развитием производства.
Развитие связей предусматривает:
- Взаимовыгодный обмен продукцией основанный на свободном движении товаров, капитала рабочей силы.
Основной функцией общего рынка служит единый принцип налогообложения, свобода конкуренции и транзитных перевозок.
В настоящее время сложилось 3 типа районов со своими особенностями:
1. трудноизбыточные (Северный Кавказ)
2. оборонно-промышленные (Урал)
3. моноотраслевые и дисперсионные (Крайний Север)
В современных межрегиональных связях основное значение имеет расширение вывоза продукции, средства транспорта, прокат черных и цветных металлов, строительную технику, продукцию химического, органического синтеза.
Сибирь и Дальний Восток представляет продукцию газо-химического производства, уголь, черные и цветные металлы, продукцию легкого комплекса, драгоценные металлы и пушнина.