Характеристика комплексов учетных задач

Таблица 2.1.1

Процедуры преобразования Способ выполнения
1. Первичный (оперативный) учет: подсчет, измерение, регистрация исходных данных и занесение их в первичный учетный документ · ручной · автоматическое формирование первичного документа персональным компьютером
2. Передача первичных документов к месту обработки · ручной; · автоматический (при наличии информационной связи между АРМ, где возникает п/д, и АРМ бухгалтера)
3. Хранение информации до наступления отчетного периода · ручной: в текущем архиве в виде бумажных носителей; · автоматический (в памяти персонального компьютера, куда заносятся п/д по мере их поступления на АРМ-бухгалтера)
4. Группировка и обработка (выполняется в отчетный период) · ручная; · автоматическая (в соответствии с машинной программой)
5. Хранение результатов · ручной - в архиве; · автоматический (хранение архива на магнитных дискетах)
6. Передача информации руководству (другим организациям) для оперативного управления · ручной, в виде распечаток на ПК; · автоматическая передача информации в АРМ – руководителя; электронный документооборот через Интернет

Экономическая информация служит для разработки стратегических и оперативных решений, осуществляемых на разных уровнях управления.

Для оперативного управления используются данные первичного и бухгалтерского учета, где применяются комплексные автоматизированные системы бухгалтерского учета, формирующие информацию для среднего и высшего уровней управления. Средний уровень управления использует эту информацию для выполнения таких функций управления, как анализ и планирование деятельности объекта. Результатная информация передается на высший уровень, где используется в процессе принятия тактических решений (управленческий учет). Высший уровень управления предполагает наличие единой комплексной системы, объединяющей управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и управлением производством. Такие системы служат для достижения основных целей бизнеса: улучшения качества товарной продукции, роста объема продаж, победы в конкурентной борьбе и др.

Системы ERP предполагают комплексную автоматизацию уровней бухгалтерского и управленческого учета. Создаются комплексные решения для каждого из этих уровней. Например, для бухгалтерского учета – создание бухгалтерской информационной системы.

Любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, куда входит информационная подсистема бухгалтерского учета (ИПБУ). Это упорядоченная система сбора, регистрации, обобщения и наблюдения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сложного, непрерывного документированного учета всех хозяйственных операций. В ее основе принято считать учетные задачи, назначение которых – получение информации о фактическом состоянии управляемого объекта.

ИПБУ представляет информационные потоки и документооборот, характеризующие совокупность первичной информации о совершении хозяйственных операций, на основании которой выполняется различная группировка на аналитических и синтетических счетах бухгалтерского учета с целью получения сводной бухгалтерской отчетности, используемой для контроля, анализа хозяйственной деятельности и регулирования процесса управления.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129 от 21.11.96 г. рекомендуется использование автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета, которая предусматривается при формировании учетной политики предприятия. Информация бухгалтерского учета обладает всеми признаками, обуславливающими применение вычислительной техники для его обработки: большие объемы информации, многочисленные группировки, точность расчетов, оперативность, строгая периодичность обработки и др.

В основе информационной подсистемы БУ принято считать учетные задачи, объединенные в комплексы, осуществляющие совокупность операций, выполняемых отдельными участками учета (рис. 2.2). Комплекс бухгалтерских задач характеризуется определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция данного участка учета, ведением определенных синтетических счетов.

Комплекс задач содержит информацию о качественно-однородных ресурсах предприятия. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных аналитических сводок на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и положениях Министерства финансов РФ по конкретному участку учета. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи, характеризуемые логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных. Например, в комплексе задач по учету ОС можно выделить задачи по начислению амортизационных отчислений, переоценке ОС и т.д.

 
 


… … …

Рис. 2.2 Структура информационной подсистемы бухгалтерского учета.

Ориентация выделения комплексов как содержащих информацию о качественно-однородных ресурсах предприятия сложилась традиционно еще при ручном ведении учета.

Ранее эти комплексы служили основой составления типовых проектов при использовании перфорационных, а затем и универсальных ЭВМ. Сложившиеся комплексы учетных задач используются и при автоматизированной децентрализованной обработке с использованием персональных компьютеров. В то же время эксплуатационные свойства ПК, возможности их взаимодействия в локальной вычислительной сети и осуществление интегрированной обработки в системе ERP позволяют изменить подход к формированию комплексов учетных задач в следующих направлениях:

· более тесная интеграция обработки различных комплексов учетных задач;

· интеграция учетных задач с другими функциональными подсистемами и создание межфункциональных комплексов.

Состав комплексов учетных задач определяется корпорациями (фирмами), составляющими типовые проекты автоматизированных систем обработки. Несмотря на некоторые различия в программных продуктах различных фирм, условно можно выделить определенный состав комплексов бухгалтерских задач:

1. Кассовые и расчетно-финансовые операции (операции по банку, кассе, подотчетным лицам и др.);

2. Учет материальных ценностей (учет материалов, товаров);

3. Учет труда и заработной платой;

4. Учет основных средств и нематериальных активов (НМА);

5. Учет готовой продукции;

6. Учет затрат на производство;

7. Финансовая отчетность (сводный отчет);

8. Налоговый учет.

В качестве дополнительных комплексов, появившихся в последнее время в различных программах являются: финансовый анализ, учет внешнеэкономической деятельности, учет финансовых инвестиций и ценных бумаг и др. Состав комплексов учетных задач имеет тенденцию к изменению, увеличению и расширению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: