ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
СИСТЕМА «ОБЩЕСТВО — КУЛЬТУРА»
Из самого названия следует, что единую социально-культурную систему образуют две ее части: «общество» и «культура». На какой основе они могут быть единой системой, можно понять тогда, когда будет ясно, что такое «общество» и что такое «культура» сами по себе.
Общество — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. В истории философии и социологии общество часто воспринималось как совокупность индивидов. И только в концепции К.Маркса был сформулирован принципиально новый взгляд на общество, позволивший рассматривать его как особый социальный организм, как особую социальную форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия не может раскрыть сущность общества. Общество — это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как социальной реальности выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом. При этом надо сказать, что индивиды не просто взаимодействуют друг с другом, а взаимодействуют по поводу чего-то или кого-то, то есть целенаправленно. И первой предпосылкой целенаправленного взаимодействия людей явилось их стремление в обеспечении возможности жить. Они должны были взаимодействовать, чтобы быть в состоянии, как говорили К.Маркс и Ф.Энгельс, «делать историю». Но для жизни нужны пища, питье, жилище и еще многое другое. Итак, первый исторический акт — это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни.
|
|
Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и свою материальную жизнь. И это главным образом отличает их от животных, хотя их можно отличать от животных по сознанию, по религии — вообще, по чему угодно. Сами себя они начинают отличать от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства — шаг, который обусловлен их телесной организацией.
Большое значение при этом имеет способ производства жизненных средств, потому что он зависит от свойств, необходимых людям в готовом виде и подлежащих воспроизведению.
Важно видеть стороны данного способа производства: а) физическое воспроизводство существования индивидов; б) в еще большей степени это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Что представляют собой индивиды, это зависит, следовательно, от материальных условий их производства.
|
|
Производство, равно как и воспроизводство, начинается впервые с ростом населения. Производство и воспроизводство опять-таки предполагают общение, взаимодействие индивидов между собой. Плоды деревьев можно употребить в пищу, не объединяясь в какое-либо сообщество, но для того, чтобы убить мамонта, нужны совместные действия людей.
Таким образом, марксизм показал: производя и воспроизводя жизненные средства, люди объединяются в сообщество. Люди объединяются в сообщество, чтобы не просто прокормиться, а для того, чтобы удовлетворить сначала свои первые потребности. Однако удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям. А порождение новых потребностей естественно и логично ведет к новым способам производства для удовлетворения этих новых потребностей, а потом еще более новых... и так до бесконечности. Так, собственно, и рождается особая социальная форма движения материи — способ производства и удовлетворения бесконечного разнообразия потребностей людей, подчиненный своим особым законам функционирования и развития.
Производство жизни — как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством деторождения,— это, с одной стороны, естественный процесс удовлетворения физической потребности, с другой — общественного процесса в смысле соединения производящих усилий людей по тому или иному поводу. Например, охота на мамонта — это совместная трудовая деятельность первых людей.
К этому следует добавить, что производство и воспроизводство жизненных средств для удовлетворения все новых и новых потребностей людей обусловливает формирование второй природы, то есть природы, созданной человеком. Камень, привязанный травой к палке,— это не только первый акт производства идеи, представления, это не только первый акт сознания, вплетенного в материальную деятельность и в материальное общение людей, но и первый акт культуры. Если образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий, то культура в широком смысле уже характеризует истинно духовное производство, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики того или иного народа.