Виктимологические теории

К факторам, влияющим на процесс виктимизации детей, относят личностные свойства и качества самого ребенка, ставшего жертвой каких-либо неблагоприятных обстоятельств, а также особенности той среды, где воспитывается ребенок. Ключевую роль здесь играют внутрисемейные отношения, личностные особенности родителей и особенности их супружеской жизни, а также собственно детско-родительские отношения.

В системе детерминации виктимизации Н. А. Барановский выделяет следующую группу факторов [3, с.76]:

особенности образа жизни агрессора, его склонности к проявлению насилия;

виктимность личности и образа жизни жертвы, а также ее предвиктимное поведение;

деструктивный характер взаимодействия жертвы с агрессором;

виктимогенные социально-ситуативные обстоятельства.

Жестокое обращение с детьми может стать нормой в семьях отличающихся:

наличием серьезных социальных проблем, аморальным поведением родителей, неблагополучием;

проблемами психического и физического здоровья родителей, степенью подверженности данным проблемам ребенка;

осознанием родителями ребенка как отличного от нормы в силу особенностей его психофизического развития.

Дезорганизация ближайшего социального окружения формирующейся личности ребенка ведет к ее необратимой деформации. Здесь выделяют несколько факторов, указывающих на особенности социального окружения ребенка, способствующих его виктимизации:

низкая степень материальной обеспеченности семьи, которая несет ответственность за воспитание ребенка;

очень высокий уровень обеспеченности семьи, несущей ответственность за воспитание ребенка;

воспитание ребенка в неполной семье или в детском доме;

жизнь ребенка в семье с отчуждением и конфликтными отношениями между родителями, безразличными отношением родителей к ребенку;

использование в семье насилия и жестокого обращения в качестве средства воспитания и контроля;

ведение близким окружением ребенка аморального и противоправного образа жизни, наличие асоциальных нравов, ценностей, привычек, правил поведения;

дисфункциональность и несовершенство общего воспитания и образовательной системы в целом.

Важнейшей детерминантой процесса виктимизации детей являются неблагоприятные условия социализации. К таким условиям относят частые болезни, физические травмы, эмоциональная тупость, пьянство и аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка или его заброшенность, нищета семьи, антигуманность воспитателей детских учреждений, учителей, отвержение сверстниками, взаимодействие с антисоциальными людьми, видиопросмотры аморальных фильмов, плохо развитая речь, неготовность к обучению, отрицательное влияние сверстников или старших детей (привлечение к выпивке, курению или воровству), эмоциональное угнетение, потеря родителей, изнасилование, растление.

Тогда как генетические, психические и физиологические свойства личности в основном влияют на динамику, формы, интенсивность и другие функциональные аспекты поведения ребенка-жертвы, все вышеперечисленные факторы, проявляясь в контексте определенных ситуаций различных по степени и длительности воздействия на личность конкретного ребенка, оказывают непосредственное влияние на формирование личностных особенностей поведения, способствующих увеличению степени виктимности таких, как:

низкий уровень образования и общекультурного развития ребенка;

утрата социального статуса среди окружения сверстников и значимых для ребенка взрослых людей, отказ от учебы;

социальная отчужденность, неприспособленность ребенка к нормальной жизни, дезадоптация;

конфликтность и болезненность отношений с окружающими;

ведение аморального и асоциального образа жизни (курение, употребление алкоголя и наркотиков в раннем возрасте, ориентация на праздность, потребительство, совершение аморальных поступков и правонарушений, развращенное поведение, занятие сексом или распространение наркотиков);

нравственный нигилизм, категорическое отрицание общественно принятых и утвержденных в социуме культурных и правовых норм, ценностей;

усвоение, принятие ценностей деструктивных молодежных субкультур (потребительства, гедонизма, насилия, сексуальной свободы, националистического экстремизма, фашизма, религиозного фанатизма);

повышенный уровень тревожности и неуверенности в себе;

формирование устойчивых асоциальных личностных социально-психологических качеств (эгоцентризма и эмоционального безразличия, слабоволия, импульсивности, чрезмерной и беспричинной обидчивости, склонности к проявлению деструктивной агрессии и т.д.).

Виктимогенные качества личности и особенности образа жизни жертв как правило имеют асоциальный характер. В их поведении практически всегда наблюдается склонность к злоупотреблению спиртными напитками, проституции, бродяжничеству, авантюризму, к несдержанному и агрессивному поведению, социальной замкнутости и маргинальности.

Имеют виктимологические характеристики и такие качества личности, как неуверенность в себе, в своих собственных силах, социальная неприспособленность, несдержанность, грубость, склонность к конфликтам и повышенный уровень агрессивности, длительное нахождение в состоянии страха, пассивность, конформизм, терпимость к насилию, мазохизм и др.

Важнейшей детерминантой процесса виктимизации также является деструктивный характер взаимодействия ребенка-жертвы с родителем или другими лицами, проявляющими агрессивное поведение в адрес ребенка, столкновение противоположных и несовместимых потребностей, интересов обеих сторон. Большую роль играет характер и особенности содержания таких взаимодействий.

Конфликты, приобретающие закономерный характер, как правило, имеют ситуативный характер. Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств, сложившегося или реально возможного, взаимодействия лица и внешних для него обстоятельств в тот или иной определенный момент времени.

В зависимости от доминирования личностного или ситуативного фактора виктимизации различают различные ее модели [1, с.34]:

1) процесс виктимизации детерминирован доминированием активности агрессора;

2) личностная виктимизация, когда процесс превращения человека в жертву происходит из-за асоциальных и виктимогенных качеств жертвы, особенностей ее образа жизни;

3) виктимизация личности, детеминированная деструктивностью социальных взаимодействий жертвы;

4) виктимизация, происходящая вследствие непосредственного влияния ситуации.

Таким образом, виктимизация порождается сложным комплексом различных детерминационных факторов.

Невозможно рассматривать поведение конкретного человека вне контекста ситуации, которая непосредственно оказывает на него влияние. Различные объективные факторы предопределяющие или способствующие тому, что определенные люди, социальные группы становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий многочисленны и многоуровневы. Одним из таких факторов является возрастная виктимизация.

Человек не может не попадать под разнообразное влияние факторов среды, которые оказывают непосредственное влияние на развитие его личности. Некоторые исследования предполагают, что вероятность того, чтобы быть вовлечёнными в запугивание, преследование и т.д. выше в сельских районах, чем в городе. В частности, женщины в сельских районах более вероятно были бы вовлечены в запугивание, чем женщины в городе. Эти результаты исследований удивляют и требуют дополнительного внимания, так как всегда считалось, что сельская местность наиболее благоприятна для проживания и воспитания детей, чем город. Однако город имеет и свои преимущества для большинства ребят. Например, многие ребята в сельской местности не могут найти друзей и товарищей, имеющих такие же или схожие интересы, хобби, взгляды, стремления и т.д. А город с большим количеством населения облегчает ребёнку этот поиск. Так же, ребёнок, подвергающийся преследованию и запугиванию в школе, не имеет альтернативы выбора другой школы и остаётся со своими преследователями в одной школе и чаще в одном классе, так как часто в сельской местности одна школа на несколько деревень.

Психологи и социологи давно признали важность группы сверстников в ранней юности для формирования поведения и поддержки членов группы. Группы сверстников основываются по полу, расе, а так же по поведенческим измерениям, включая курение, агрессию, академические успехи и достижения.

Было выявлено, что большинство провинившихся подростков присоединяются к ненормативным сверстникам. Перрин и другие исследователи на основе социометрического метода карты Морено, исследовали влияние группы сверстников на агрессивное поведение. Участников исследования просили идентифицировать членов своей первичной социальной группы, сообщить о своих проступках, а затем о проступках своих друзей. Агрессивные дети и подростки были идентифицированы как ядерные члены или члены группы с самой высокой центрированностью их первичной социальной группы сверстников. Кроме того, недавняя эмпирическая работа свидетельствует, что запугивание часто увеличивает статус группы.

Поскольку дети в подростковом возрасте соперничают за место в социальной иерархии в группе сверстников, они могут совершить агрессивные действие в попытке получить принятие сверстниками или популярность.

Исследование, проведённое в 2002 году среди групп сверстников, показало, что запугивание часто происходит среди близких друзей. Подобно и другим формам преследования, издевательства в пределах пар друзей, было связано с социальными трудностями.

Социальное поведение является результатом взаимодействия физических и психических социальных свойств и качеств личности с обстоятельствами внешней социальной и природной среды как на всех стадиях протекания формирования личности, так и непосредственно перед активностью. При этом социальные, сформированные в данной конкретной культуре, качества личности преимущественно определяют направленность и содержание поведения. К ним относят:

- социальный статус и роль, которая отведена личности в конкретном обществе людей;

- система потребностей, ценностных ориентаций и убеждений, образ жизни как совокупность типичных для определенного человека форм жизнедеятельности.

Процесс развития человека сопровождается переходными периодами, в той или иной степени оказывающимися кризисными. Личность в такие периоды становится наиболее подверженной средовым и ситуативным воздействиям. Особенно это касается развития детской психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: