Именно политическая свобода является сегодня предпосылкой всех социальных, гражданских, человеческих свобод

Политология – наука о политике

Мир политики не требует особого представления. Человек, начинающий осознавать себя и свое окружение практически, сразу же сталкивается с признаками политической действительности в образе государства и его символов (гимна, знамени, имени или портрета президента и т. д.). Зримое и незримое присутствие политики сопровождает современного человека всю его жизнь.

В этом бесконечном пространстве политической природы индивид, личность может выступать в двух основных ипостасях: либо наблюдателя, статиста, либо участника общественно - политических событий или процессов. Очень часто он одновременно является и актером, и зрителем в этом своеобразном театре теней. Но в любом из этих качеств человек может выступать или свободным или несвободным, в зависимости от степени понимания своего места и роли, своего отношения к основным политическим реалиям. Только знание мира политики, его законов может сделать нас свободными, прежде всего свободными политически.

Эту суровую истину приходится усваивать нам, соучастникам молодой украинской государственности и демократии, с болезненной необходимостью и в первую очередь. Свобода – начало творчества, начало всякого развития и прогресса. В ней – главная предпосылка нашего приближения к ценностям цивилизованного общества высоких социальных стандартов.

Путь к нему указывает наука о политике, наука политики. Речь идет о двух, хотя и родственных, но резко отличающихся друг от друга ветвях знания. Первая из них, наука о политике (политология) путь познания и понимания преимущественно для политического наблюдателя, который стоит на позиции политического объективизма, свободного от участия в непосредственной интриге, связанной с борьбой за влияние и власть. Непредвзятое отношение хладнокровного наблюдателя – основное условие успешного овладения научно-политическим знанием, свободным от партийно-идеологической односторонности и ограниченности, основу которой составляет стремление защитить собственную позицию, мнение, а не найти объективную истину.

Вторая так называемая науканаука политики, служит овладению навыками политической практики, деятельности теми, кто активно участвует в политической борьбе за власть, в соревновании с другими политическими деятелями, партиями, группировками. Для постигающих эту науку (или – искусство практической политики) объективное отношение к политическому знанию, информации и их носителям – неестественно, оно-недопустимая роскошь. Главным предметом их устремлений выступает не истина, а политический успех, означающий близость к власти как высшей цели и основной ценности политики.

Между двумя способами политического познания существует противоречие, выражающее существенное различие в устремлениях наблюдателя за политикой ее непосредственного участника. Наблюдатель, он же теоретик, в попытке сохранить объективность своей позиции, неизбежно превращается в политического скептика, критика официального политикума и политиков по сути. Будучи, таким образом, носителем политического знания, он либо не влияет на саму политику, либо опосредовано влияет (через критику). Ему остается роль пассивного вынужденного участника (поскольку от государственно-политических дел полностью изолироваться невозможно) или статиста, но, в любом случае, имитатора.

Практик – политик является специфически заинтересованной личностью, для которой знание есть инструмент повседневной деятельности, элемент социальной технологии, средство достижения власти или использования ее в интересах своей политической группы-партии. Он, во - первых, заинтересован в знании-информации, обеспечивающей успех, при этом служение истине – правде всегда для него – на втором плане. Во вторых, он стремится максимально расширить круг своих сторонников, понуждая и принуждая к этому тех самых социальных статистов, людей пытающихся сохранить позицию объективного наблюдателя.

Таким образом, первая попытка ознакомления с характером политического познания, особенностями политической науки, приводит нас к пониманию специфической ее двойственности, которая устанавливает ее пределы и ограничения.

Познание политики начинается с признания факта наличия двух родов истины (истины абстрактно-теоретического, объективно - гуманистического отношения к политическому миру и истины достижения политического успеха и корпоративного доминирования, власти), двух родов социально-политической свободы (свободы сознательного неучастия в борьбе политических партий и свободы осознанного подчинения логике политической конкуренции) и двух соответственных наук: науки о политике (политологии) и науки политики (искусства и технологии политического успеха).

Вся сложность восприятия и оценки политических реалий является следствием забвения или непонимания указанной двойственности: невозможности одновременного нахождения индивида в двух измерениях истин, во-первых, и постоянное изменение положения индивида относительно политики, во вторых. Это значит, что в политике человек является то просто наблюдателем, то заинтересованным участником, не замечая, как правило, изменение своего субъективного положения и отношения к ней, а значит, не осознавая действительной причины двусмысленности познавательной и поведенческой ситуации, которые приводят к потере социальной ориентации и непониманию смысла социально-политической реальности. В результате, для подавляющего большинства индивидов она, эта действительность представляется, как уже указывалось, миром теней.

Итак, наука о политике или политология, отталкивается от объективного анализа государственно-политической сферы жизни общества, выступает одновременно средством или формой ее критической оценки, критики. При анализе объекта познания она, во-первых, стремится опираться на максимально доступное количество фактов; во-вторых, рассматривать их всесторонне, объективно путем соотнесения всех позитивных и негативных их следствий (то есть, через их внутренние и внешние противоречия ); в-третьих, избегать однозначных и примитивных их оценок и интерпретаций в практическо-политическом или идеологическом плане или применять их в форме прямых политических аналогий и рекомендаций для политиков и граждан. Научно-политологическое знание взаимодействует с живой политической действительностью опосредовано, через систему политического мировоззрения. Отсюда следует, что не стоит требовать от теоретика-политолога немедленной и точной оценки актуальных политических событий.

Политик, при анализе и оценке ситуации, во-первых, выбирает из всей совокупности фактов и явлений только те, которые дают возможность ему оправдать и усилить свои позиции и ослабить позицию своих конкурентов; во-вторых, он не заинтересован в их глубоком и всестороннем анализе, но подходит к ним спекулятивно и конъюнктурно, интерпретируя их субъективно или с позиций выгоды своей партии; в-третьих, он стремится навязать свое видение ситуации максимально широкому кругу людей, пытаясь вовлечь их в круг защитников своей идеологической концепции. Духовным продуктом политиков выступает идеология как система групповых политических ценностей, как инструмент управления или манипулирования сознанием и поведением граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: