Конституции республик, уставы других субъектов РФ
В системе НПА каждого субъекта РФ есть акты, имеющие выс. юр. силу: в республиках - их к-ции, в др. субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, Аобл, АО) - их уставы, явл-ся актами учредит. х-ра: закрепляют статус данного субъекта в составе РФ, основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов гос.вл., избират. систему, организацию МСУ и др. аспекты ус-ва субъекта (нередко именуются основными законами);
ст. 66 К-ции РФ: статус республики опред-ся федер. К-цией и к-цией республики, а статус др. субъектов РФ — федер. К-цией и уставом субъекта;
наличие у республики к-ции напрямую вытекает из ее статуса как гос-ва в составе Федерации, обязат. атрибут кот. - наличие высшего на своем уровне НПА – к-ции; др. субъекты Федерации, явл-ся не гос-вами, а гос.-территориальными или нац.-терр-ми образованиями, принимают свои уставы; при этом К-ция и устав, определяющие статус данного субъекта Федерации, равнозначны;
|
|
все иные НПА акты субъекта Федерации не м. противоречить к-ции или уставу;
Во многих республиках и областях имеются соответственно конституц. и уставные суды, разрешающие дела о соответствии всех НПА субъектов Федерации их к-циям и уставам.
Установлен и особ. порядок принятия к-ций и уставов субъектов, их пересмотра и внесения поправок: они и поправки к ним принимаются их зак. органами гос.вл., однако в отношении республик ФЗ оговаривает воз-ть принятия к-ции и внесения в нее поправок иным путем, если это предусмотрено в самой к-ции республики. Принятие к-ции или устава требует квалифиц. большинства голосов депутатов в 2/3 от общ. их числа.
В к-циях ряда республик предусмотрен усложненный порядок их принятия: в республиках Ингушетия, Тыва принятие нов. К-ций - посредством референдума; в Мордовии после принятия нов. К-ции Гос. собранием она выносится на референдум и т.д.;
в отдельных субъектах Федерации имеются и некоторые ос-ти в принятии уставов (в частности, вынесение проекта устава на обсуждение населения): в Саратов. обл. закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем двумя 2/3 выборных органов.
Как в к-циях, так и в уставах определен круг субъектов, кот. м. вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях:
- в республиках: Президент, депутаты (1/3, 1/5 или опред. число) зак. органа, в некот. – Пр-во, КС, Арбитраж. суд и иные органы, обладающие правом законодат. инициативы; в Ингушетии - и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей;
- предложения о пересмотре, изменении уставов м. вносить: часть депутатов зак. органа (1/3, 1/5 или опред. число); глава исп.вл., губернатор; в некот. субъектах - граждане (2% - в Приморском крае, 40 тыс. - в Воронеж. обл. и т.д.); постоянные комиссии зак. органа (Курская обл.); суд. органы и прокурор области (Волгоград., Воронеж.); выбор. органы районного и город. самоуправления (Вологод., Воронеж., Калининград. обл.).
|
|
- Как для к-ций, так и для уставов х-рны нормы о недопустимости изменений, пересмотра опред. глав или статей представит. органом: в к-циях - к главам об основах конституц. строя республики, правах и свободах граждан и порядку пересмотра и изменения к-ции; предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в услож. порядке: в Башкортостане — при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Бурятии — если поддержано ¾ депутатов Народ. Хурала, и затем созывается Конституц. Собрание; в Тыве изменение гл. 1 («Гос. ус-во Республики Тыва») - Великим Хуралом на основе референдума и т.д.;
в уставах некот. субъектов тоже имеются нормы об особ. порядке изменения тех или иных положений: в Уставе Смолен. обл. - изменение ст. 5, 12, 15, определяющих основы ус-ва области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава; в Саратов. обл. закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выбор. органов МСУ и т.д.
К-ции и уставы д. соответствовать К-ции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совмест. ведению РФ и ее субъектов (ст. 72) и закреплено в различ. формулировках к-ций и уставов; при этом если вносятся изменения в К-цию РФ или принимаются нов.ФЗ по предмету совмест.ведения Р. и ее субъектов, в некот.областях необходимо в теч. опред. срока (1 или 3 месяца) необходимо внести поправки в уставы (Примор. край, Воронеж. обл., Самар. обл.)
Вне федер. рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая см/ть в определении сод-я своих конституц. и уставных норм, т.к. К-ция 93 г. значительно расширила пределы учредит.вл. субъектов РФ в обл. прав. регулирования: они см/но решают? о системе своих гос.органов (зак. и исп.), их наименованиях, стр-ре, компетенции, о целесообразности ин-та Президента, его прав. статусе, опред-т систему органов МСУ, взаимоотношения своих властных стр-р.
Гарантии соответствия к-ций и уставов субъектов РФ федер. К-ции:
- верховенство К-ции РФ и ФЗ на всей тер. РФ (ч. 2 ст. 4);
- выс. юр. сила, прям. действие и применение на всей тер. Р. федер. К-ции (ч. 1 ст. 15);
- формирование субъектами РФ системы органов гос.вл. в соответствии с основами конституц. строя РФ и общ. принципами организации представит. и исполнит.гос.органов, установленными ФЗ (ч. 1 ст. 77);
- взаим. согласие РФ и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с ФКЗ (ч. 5 ст. 66);
- воз-ть проверки соответствия к-ций и уставов субъектов Федерации посредством конституц. судопроизводства, осуществляемого КС РФ (ч. 6 ст. 125).