МАЗУТ.
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО.
Одним из основных показателей качества ДТ, является воспламеняемость, которая характеризует способность топлива воспламеняться без источника зажигания и оценивается цетановым числом. Цетановым числом называется условная единица, численно равная проценту цетана в смеси состоящей из цетана и метил нафталина и равнозначное по самовоспламеняемости данному топливу. Например, испытуемое топливо ведёт себя как смесь состоящая из 45% цетана и 55% метил нафталина, то цетановое число данного топлива = 45. Температура самовоспламенения ДТ снижается с увеличением цетанового числа.
Цетановое число влияет на лёгкость и надёжность запуска двигателя, давление, сгорания, удельный расход топлива. Использование ДТ с более высоким цетановым числом приводит к неполному сгоранию, увеличению дымноста и снижению мощности двигателя.
ДТ обычно характеризуется кинематической вязкостью, которая представляет собой удельный коэффициент внутреннего трения жидкостей. Вязкость дизельного топлива зависит от температуры и повышается при её снижении. Кинематическая вязкость устанавливают по времени истечения заданного количества топлива через каппилятор вискозиметра, при температуре 20 С.
|
|
В холодное время года необходимо применять зимние сорта ДТ, имеющие меньшие показатели вязкости, которые при понижении температуры несколько повышаются. В зависимости от условий применения промышленность выпускает ДТ трех марок:
Л - летнее, для эксплуатации от О С и выше;
3 - зимнее, до -20 С;
А - арктическое, от -50 С и выше.
Норма цетанового числа, для всех трёх марок ДТ, установлена не менее 45.
Это остаток после атмосферной перегонки нефти и составляет примерно половину массы нефти. Он широко применяется в качестве котельного топлива и является ценным сырьём для химической" промышленности. Мазут представляет собой темную густую жидкость. Основным показателем качества мазута при его маркировке является вязкость, определяющая условия заполнения и слива цистерн, баков, танкеров.
Вязкость мазута оценивается в единицах условной вязкости. Она зависит от температуры, плотности и смолистости. Вырабатывают несколько марок мазута, используемых в качестве топлива:
■ флотские мазуты - Ф-5, Ф-12;
■ топочные мазуты-40, 100,200.
Цифры входящие в марку указывают максимальную вязкость при температуре 50 С в единицах условной вязкости. Мазуты Ф-5 и Ф-12 применяются в судовых котельных установках. А топочные мазуты применяется во всех котельных и нагревательных установках общего назначения.
Они подразделяются на две основные группы:
|
|
■ жидкие, т.е. масла;
■ мазеобразные масла, т.е. технические смазки.
Основная часть смазочных материалов минерального происхождения. Получаются в результате переработки нефти. Так же бывают органические масла, т.е. растительные и животные. Хотя они обладают хорошими смазочными свойствами, но не устойчивы к действию повышенной температуры, поэтому применяются в основном в качестве добавок к минеральным маслам. Синтетические смазочные материалы вырабатываются на основе спиртов, эфиров и кремне -органических соединений. Синтетические масла обладают высокими эксплуатационными свойствами, в том числе и большой термостойкостью.
Смазочные масла подразделяются на:
■ моторные - предназначенные для использования в карбюраторных, дизельных и авиационных двигателях внутреннего сгорания;
■ индустриальные - применяются для смазки промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры и др. машин и механизмов (сепараторы);
■ трансмиссионные - для смазки агрегатов всех видов трансмиссий.
А также масла бывают:
■ турбинные,
■ компрессорные и др.
Пластические смазки делятся на:
■ антифрикционные и консервационные,
■ уплотнительные, и канатные.
Для улучшения эксплуатационных свойств в смазочные масла вводят органические присадки, т.е. сложные органические химические металлоорганические соединения. Количество присадок зависит от назначения и эксплуатации смазочных материалов и колеблется от сотых долей до десятков процентов.
Присадки делятся на:
■ индивидуальные,
■ комплексные.
Основные эксплуатационные свойства смазочных масел: вязкость, температура застывания и вспышки, окисляемость и коррозионная стойкость, противоизносные, противозадирные и противопенные свойства.
ХИМИЧЕСКИЕ, ПОЛИМЕРНЫЕ, РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИЕ И ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.