Поиск числовой закономерности

Важными являются упражнения, направленные на познание понятий числа, объема, массы: ребенку предлагается кусок пластилина, взвешивается. Затем этот пластилин ребенок вытягивает или лепит из него что-то, но с использованием всего куска. После этого получившаяся фигура опять взвешивается. Для развития навыков практического мышления и социальной ориентации полезно разыгрывание сценок с неоконченными сценариями: «покупка в магазине», «переход улицы», «товарищ предлагает прогулять урок» и т.д.

Развитие эмоциональной сферы личности, мотивации подробно описаны в работе П.М. Якобсон (1966). Если в норме эти занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, то у детей с ЗПР возможно их проведение в 7– 9 лет. В более старшем возрасте упражнения по развитию памяти, внимания, мышления проводятся, в основном, с детьми, страдающими органическим поражением ЦНС. Применяются описанные ранее упражнения, но в усложненных модификациях (так, например, «муха» не в квадрате 3x3, а 5x5 или в кубе).

У старших подростков возможно проведение более сложных упражнений, направленных на обучение навыкам расслабления и концентрации. Упражнения этого типа даны в книге Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомова (1988); в нашем учебном пособии приведем только наиболее простые в применении упражнения.

«Лентяй и труженик»

Одной половине группы предлагается удобно устроиться на стуле, максимально расслабиться, второй – принять позу «внимание» (сесть за парты в требуемую по школьным правилам позу, нахмурить брови и т. д.). Затем всей группе предлагается ряд цифр для запоминания. Результаты сравниваются. После этого группы меняются местами и упражнение повторяется. Это дает возможность каждому подростку определить, какая из рабочих поз является для него оптимальной.

«Сосредоточение»

Упражнение выполняется в парах. Один из подростков максимально сосредоточенно выполняет какую-либо интеллектуальную деятельность (например, устный счет), партнер пытается отвлечь его от этого занятия любыми средствами (кроме физического контакта!). Затем пары меняются. Побеждает тот, кому удается как можно дольше удерживать концентрацию внимания, несмотря на помехи.

У подростков с астеническими типами акцентуации, неврозами широко применяются элементы актерского тренинга, что позволяет более произвольно регулировать свои эмоциональные состояния и адекватно выражать их в ходе

контакта. Упражнения этого типа собраны в книге СВ. Гиппиус (1967). Мы приведем только те, которыми наиболее часто пользовались в работе с подростками.

«Тень»

Разделитесь на пары. Первый будет Человек. Пусть он ходит по комнате как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочку... Второй будет его Тенью, пусть он находится за спиной человека и повторяет в точности все его движения. Если человек задумчив, грустен, может ли тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна двигаться в том же ритме, в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо попытаться проникнуть в мысли Человека...

«Важный гость»

Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого доктора из Америки. Один из участников выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаменитым доктором. Он здоровается, садится, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно достичь полной достоверности его поведения и поведения других участников.

«Переключения темпо-ритма»

Упражнение на действие с воображаемым предметом. Вы – дома, сидите и пишете сочинение. Нормальное самочувствие и настроение. Решите, на какую тему, о чем? Покажите, как вы это делаете.

– А если бы вам не хотелось писать? Жара, весна, друзья на улицу зовут, но отписать быстренько надо... Как бы это выглядело?

– А если бы это было вступительное сочинение в институт? А время кончается через 10 минут? и т.д.

«Волшебный графин»

Для этого упражнения нужны графин с водой и стаканы.

– Пусть каждый нальет из графина воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус. Первый небольшой глоток – какао. Вспомнили вкус, запах, вид? Когда вспомните, отпейте немного.

Второй глоток – хлебный квас, прямо из бочки. Третий – горячий чай. Четвертый – рыбий жир... и т. д.

Потом упражнение выполняет один участник, а остальные должны узнать, что именно он пьет.

Существенным и часто применимым разделом психотренинга является аутогенная тренировка (AT).

Аутогенная тренировка – активный метод психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможность саморегуляции исходно непроизвольных функций организма.

Тренирующийся сам активно включается в работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Успешно применяется аутогенная тренировка при неврозах, психосоматических заболеваниях, состояниях тревоги, нарушениях сна и т. д. Противопоказанием является состояние острого психоза, нарушения сознания, наличие бреда, низкий интеллектуальный уровень, дошкольный возраст ребенка. Обучение AT проводится, в основном, в группе, с тем, чтобы клиент в дальнейшем использовал его самостоятельно, по мере возникновения потребности. Занятия требуют определенного помещения и оборудования. Помещение должно быть хорошо проветриваемым и теплым, изолированным от внешних шумов. Желательно неяркое освещение. Мебель: мягкие кресла с подлокотниками и кушетки с подушками. Стол руководителя занятий должен быть освещен неярким (затемненным) светом. Желательно наличие магнитофона или проигрывателя. Продолжительность одного занятия 30– 40 минут, курс обычно рассчитан на 9–10 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю. На первом занятии проводится тренировка по расслаблению различных групп мышц: рук, ног, шеи, лица... На последующих занятиях достигается ощущение тепла и тяжести в различных частях тела. Слушатели повторяют про себя за ведущим и пытаются ощутить желаемое состояние: «Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми!»

Занятия включают также тренировку глубокого диафраг-мального дыхания, что сопровождается вызыванием чувства

тепла в животе. По вышеописанному принципу дается формулировка: «Живот наполнился приятным теплом». После достижения группой устойчивых ощущений тепла всего тела вызывается ощущение приятной прохлады в области головы. Это упражнение для регуляции сосудистого тонуса, профилактики головных болей. На заключительных занятиях проводится тренировка по вызыванию у себя положительно эмоционально окрашенных состояний: воображаемый сюжет: «Я на берегу моря», «Отдых в лесу» и т. д.

Аутотренинг – средство, прежде всего, профилактики и психогигиены, поэтому он продолжается в ходе регулярных домашних занятий, при которых можно использовать магнитофонные записи той же музыки или текст, которые были при групповых занятиях. Результативность аутогенной тренировки измеряется способностью клиента поддерживать желаемое бодрое состояние в течение дня и спокойно засыпать вечером.

Следует еще раз напомнить, что любые психокоррекци-онные и тренинговые занятия должен проводить психолог, имеющий соответствующую квалификацию, прошедший обучение на курсах, прослушавший тренинг-семинары по избранному им типу коррекционной работы. Использование методов, включающих биоэнергетическое воздействие или изменение состояния сознания у детей и подростков, недопустимо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: