Тема 7. Процесс маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования выступают основой практического маркетинга.

Маркетинговым исследованием (МИ) называют любую исследовательскую деятельность, направленную на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

Маркетинговые исследования могут проводиться:

1) собственными силами компании;

2) с привлечением специализированных фирм.

Маркетинговое исследование включает сбор, обработку, хранение информации о явлениях и процессах, представляющих интерес для маркетинга, анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов, прогнозирование.

Основные принципы проведения МИ:

- регулярность;

- объективность;

- тщательность;

- оперативность;

- комплексность;

- системность;

- экономичность.

Основные направления МИ:

- исследование рынка;

- исследование потребителей;

- исследование конкурентов;

- исследование фирменной инфраструктуры рынка (обеспеченность рынка транспортными, страховыми, финансовыми, юридическими, рекламными и другими компаниями);

- исследование товаров;

- исследование цены;

- исследование товародвижения и продаж;

- исследование системы продвижения товара;

- исследование собственных возможностей предприятия.

Процесс маркетингового исследования включает следующие этапы и процедуры:

1. Определение проблем и целей исследования:

1) обоснование целесообразности МИ;

2) определение проблемы;

3) формулирование целей исследования.

2. Разработка плана исследования:

3) определение вида исследования;

4) определение типа требуемой информации и источников ее получения;

5) определение методов получения (сбора) необходимых данных;

6) проектирование форм для сбора данных;

7) разработка выборочного плана и определение объема выборки.

3. Реализация плана исследования:

8) сбор данных;

9) анализ данных

4. Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства в форме заключительного отчета.

Целесообразность МИ возникает тогда, когда выясняется, что комплекс маркетинга, разработанный на предприятии, не соответствует условиям рынка.

Успех маркетингового исследования зависит от четкости изложения проблемы.

Следует различать проблемы-симптомы (падение объема продаж, уменьшение рыночной доли, вытеснение конкурентами с рынка и т.д.) и базовые проблемы, т.е. причины появления симптомов (например, низкое качество продукции, плохая организация сбыта и т.д.). Решать нужно именно базовые проблемы.

Цели МИ вытекают из выявленных проблем.

Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения, слухи, оценки, другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.

Классификация маркетинговой информации:

1) по форме планирования маркетинговой деятельности:

- оперативная;

- стратегическая;

2) по способу сбора:

- вторичная информация– уже существующая информация, собранная ранее для других целей (бывает внутрифирменная и внешняя);

- первичная – собирается впервые специально для конкретных маркетинговых потребностей фирмы;

3) по регулярности поступления:

- постоянная;

- эпизодическая;

4) по назначению:

- справочная;

- нормативная;

- аналитическая;

- рекомендательная;

- сигнальная;

- регулирующая;

5) по обеспечению преимущества предприятию:

- «жесткая» информация – информация, доступная всем, никому не дающая преимущества;

- «мягкая информация» – информация, которой нет у конкурентов, или информация, которая получена раньше конкурентов, что обеспечивает предприятию стратегическое преимущество.

Виды маркетинговых исследований:

- кабинетные исследования;

- полевые исследования.

Кабинетные исследования опираются на вторичную информацию, полученную ранее из внешних и внутренних источников.

Основной метод кабинетных исследований – изучение вторичных источников.

Полевые исследования предполагают сбор данных, непосредственно относящихся к конкретной исследуемой проблеме.

Методы полевых исследований:

1) наблюдение – сбор информации путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями;

2) обследование – сбор первичной информации путем прямого опроса участников рынка. Может осуществляться в устной (интервью), письменной (анкетирование) формах, по телефону, Интернету;

3) панельный метод– повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через определенные промежутки времени;

4) эксперимент – исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов.

Обычно при сборе информации используют выборочный метод исследования. При определении выборки необходимо обеспечить ее количественную и качественную представительность (репрезентативность).

Под количественной репрезентативностью понимается обеспечение в выборке такого числа единиц, которое может дать объективную картину изучаемого явления.

Под качественной репрезентативностью понимают обеспечение в выборке максимально возможного числа групп в генеральной совокупности (наилучший вариант, когда в выборке представлены все изучаемые группы пропорционально их доле в генеральной совокупности) (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Определение выборки

Маркетинговая информация обрабатывается в рамках маркетинговой информационной системы, выступающей частью информационной системы управления организацией.

Маркетинговая информационная система (МИС) – это совокупность персонала, методологии и оборудования, предназначенная для сбора, анализа и распределения информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.

Анализ данных начинается с преобразования исходных данных, т.е. их кодирования, и приведения к более сжатому виду, удобному для анализа (обычно в матричной форме). Далее проводится анализ на основе существующих методик с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций развития исследуемых явлений. Анализ служит исходной точкой прогнозирования, планирования и управления этими явлениями.

Заключительный отчет отражает результаты МИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: