Товар является центральным инструментом комплекса маркетинга с точки зрения удовлетворения потребностей конкретного целевого рынка прибыльным путем.
Товар — совокупность достоинств и свойств, предлагаемых для удовлетворения потребностей целевых потребителей.
По классификации Ф. Котлера товар воспринимается потребителем в трех измерениях (т. е. имеет три группы атрибутов):
А) товар по замыслу (ядро товара) — это набор функциональных характеристик товара или основная потребность, которая должна быть удовлетворена (например, посудомоечная машина должна мыть и сушить посуду);
Б) товар в реальном исполнении — внешний вид, материал, эргономика, эстетические свойства (например, габариты, вес и внешний вид посудомоечной машины);
В) товар с расширением — гарантии, сервис, доставка (сервисное обслуживание посудомоечной машины, бесплатная доставка и установка).
Классификации товаров
1. Товары делятся:
- на потребительские товары и услуги (приобретаемые отдельными лицами или домохозяйствами для личного использования);
- товары и услуги производственного назначения (приобретаемые и используемые в производстве других товаров, предназначенных для конечных потребителей).
2. Товары:
|
|
- длительного пользования (обычно выдерживают многократное использование);
- кратковременного пользования (полностью потребляются за один или несколько циклов);
- услуги (объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворения).
3. Потребительские товары делятся:
-- на товары повседневного спроса (потребитель покупает их часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их приобретение);
-- товары предварительного выбора (потребитель сравнивает их между собой по показателям цены, качества или внешнего оформления);
-- товары особого спроса (на их поиск и приобретение потребитель затрачивает значительные усилия);
-- товары пассивного спроса (такие, о которых потребитель не знает, а если и знает, то в обычных условиях не думает об их приобретении).
4. Товары промышленного назначения делятся:
- на материалы и детали (сырье, полуфабрикаты и детали);
- капитальное имущество (стационарные сооружения, оборудование);
- вспомогательные материалы и услуги (не присутствующие в готовом изделии, но обеспечивающие процесс производства).
Жизненный цикл товара
Каждый новый товар через какой-то период времени устаревает, т. е. можно говорить о некоем периоде жизни товара, выведенного на рынок. Этот период определяется размером спроса на товар. Было обнаружено, что спрос на товары изменяется определенным образом и графически может быть изображен в виде s-образной кривой, которую назвали кривой жизненного цикла товара (рис. 22). В маркетинге концепция жизненного цикла товара получила широкое распространение.
|
|
Выделяют следующие этапы, через которые проходит на рынке новый товар.
1. Внедрение (выведение) на рынок— медленный рост спроса (объемов продаж) по мере выхода товара на рынок, большие затраты, прибыли нет.
2. Рост — темп роста объемов продаж увеличивается, быстрый рост прибылей, снижение издержек.
3. Зрелость — темп роста объемов продаж замедляется, целевую группу в этом случае составляет большинство потребителей, прибыль стабилизируется, из-за снижения цен слабейшие конкуренты уходят с рынка.
4. Спад — падение спроса на товар (падение сбыта) и снижение прибылей, постепенный уход товара с рынка.