Положительные формулы для нее еще не найдено. Современное общество бьется как рыба об лед, отыскивая эту формулу»

Научно-практическая деятельность Н.И. Пирогова, врача и хирурга, основоположника военно-полевой хирургии, который во второй половине своей жизни стал зачинателем широкого педагогического движения за преобразование российской школы и системы крепостнического воспитания, по выражению К.Д. Ушинского «разбудило спавшую до тех пор педагогическую мысль».

К.Д.Ушинский

В статье "О народности в общественном воспитании" К.Д. Ушинский пишет: "Воспитание не имеет целью развития науки, и для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и ум – и прежде всего обращается к характеру человека; а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность...Основания воспитания и цель его, а, следовательно, и главное его направление ….. у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому ".

По мнению К.Д.Ушинского, самым важным инструментом приобщения к нравственности, к идеям народного воспитания и образования является родной язык:

Учитель, говоря на родном для ребенка языке, приобщает его к творческой силе народного духа, потому что «язык, являясь полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествующих поколений... Не условным звукам учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д. Ушинским была структурирована философская идея о том, что взаимодействие внешнего и внутреннего в развитии личности осуществляется посредством постижения, прежде всего, законами бытия родного языка: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие еоколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа нет более!... отнимите у народа все – и он все может воротить; но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка – никогда: вымер язык в устах народа – вымер и народ».

... «этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Программа преобразования русской школы, выдвинутая Н.И.Пироговым и К.Д. Ушинским, охватывала все стороны школьной жизни и основным стержнем этой программы были требования о привлечении местных сообществ к управлению школьным делом: «Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: