Несмотря на то обстоятельство, что религиозность жителей Западной и Юго-Восточной Европы почти повсеместно уменьшилась, торжественные события и праздники христианского календаря настолько сильно вошли в жизнь, что сохраняются до сих пор даже среди людей, почти отошедших от церкви и, скажем, предпочитающих праздновать день рождения, а не именины. Одним из таких основных праздников является Рождество Христово, отмечаемое католиками и протестантами 25 декабря, т.е. перед Новым годом, а православными - на 13 дней позже. Важным атрибутом Рождества является елка, украшенная яркими игрушками, а в последние десятилетия и гирляндами лампочек; свечи на елке принято зажигать лишь в рождественский вечер. Обычай рождественской елки впервые появился в Эльзасе во второй половине XVIII в., оттуда проник в Германию, а затем распространился и по другим странам Европы.
В Италии и некоторых других странах к Рождеству начинают готовиться с начала декабря, вдоль городских улиц ставят елки в кадках с песком, развешивают гирлянды лампочек, в церквях готовят макеты и фигуры для рождественских представлений (движущиеся фигуры Марии, Иосифа, волхвов, макетики яслей и т.п.). Дома и квартиры принято убирать зеленью; в Британии с этой целью часто применяется омела, считавшаяся священной еще у кельтов. В полночь бьют церковные колокола, зажигают свечи на елках. Рождество повсеместно считается семейным праздником, проводимым в сравнительно узком кругу. Особенно радуются ему дети, ожидающие подарки, которые кладут им в обувь под кроватки или вручаются Рождественским Дедом (у англичан и немцев - Санта-Клаус, у французов - Пер-Ноэль, у итальянцев - Баббо Натале и т.п.).
Новый год принято проводить в менее интимной обстановке, например в кафе, ресторане или просто на улице, устраивая шумные шествия; в Австрии, например, ряженые в масках, в конце шествия которых шли ряженые с метлами, "выметавшими" остатки старого года. Такие новогодние шествия нередко сопровождаются хлопушками, фейерверком, запуском ракет, иногда специальными оркестрами. В Италии на Новый год принято в знак освобождения от всего старого выбрасывать на улицу ненужную посуду, старую мебель и прочий хлам.
Важными весенними праздниками повсеместно являются Масленица и Пасха. В средиземноморских и соседних с ними странах, где зима проходит быстро, именно Масленица, проводимая после середины февраля, перед Великим постом, считается праздником наступления весны. Она сопровождается обильной пищей (в Австрии — "жирные" или "сумасшедшие" дни) и веселыми карнавалами, возникшими в далеком прошлом, вероятно, как народная реакция на христианскую аскезу. Непременной компонентой карнавала являются шествия в различных масках и костюмах (чаще -в традиционных, например, в Италии - Арлекин, Пульчинелла и др.) под оркестры и обычно во главе с выбранными на этот случай королем и королевой (принцем и принцессой) карнавала, едущими на украшенной цветами автомашине (ранее - на повозке).
В Южной Франции и, особенно в Нидерландах, где сильно развито цветоводство, в карнавальном шествии везут фигуры из цветов, устраиваются "битвы цветов" и т.п. К таким пышным, костюмированным карнавалам обычно начинают готовиться за 2-3 месяца. В расположенных севернее протестантских странах Масленицу празднуют скромнее. В Англии, например, на нее по традиции отводится всего один день, в 11 часов которого по удару колокола хозяйки начинают печь блины; в некоторых селениях было принято устраивать бега женщин со сковородками, на которых они держат горячие блины, иногда подбрасывая их вверх.
Праздник Пасхи по сравнению с Масленицей обычно проводится внешне менее ярко, главным образом в семье и церкви. В Испании, Португалии и Италии принято устраивать церковные шествия, в которых разыгрываются сцены распятия и воскрешения Христа. В более северных странах больше всего веселятся в этот праздник дети, которые собирают крашеные яйца, спрятанные для них в разных местах родителями или даримые им соседями, приходящими родственниками и знакомыми.
Яркий летний праздник святого Иоанна (итальянский - святой Джованни, скандинавский — святой Ханс и т.п.), совпадающий со славянским Иваном Купалой (24 июня), в отличие от Масленицы наиболее популярен в северных странах - Скандинавии и Финляндии. В честь этого праздника зажигают большие костры, дома украшают зеленью, воздвигают высокие шесты с перекладиной, где вешают гирлянды зелени и цветов, желто-голубые ленты, вокруг водят хороводы, поют песни, прыгают через костер и т.п.; молодежь купается в озерах и реках, гадает о личных судьбах. В южных странах костры нередко, особенно в городах, заменяют фейерверком.
Кроме названных праздников, имеются и другие, связанные с установленными христианским церковным календарем днями святых. Повсеместно принято отмечать День всех святых (1 ноября), считающийся днем поминовения усопших и погибших в войнах; в этот день посещают могилы родственников, а в крупных городах устраивают шествия к могиле Неизвестного солдата. Празднование дней отдельных святых имеет более или менее локальный характер. Так, ирландцы отмечают день св. Патрика, считая его покровителем всего острова; голландцы и датчане чтят его как покровителя моряков. В Бельгии и Нидерландах принято отмечать день св. Мартина (11 ноября), считающегося покровителем Галлии, а так же, как и в ряде других стран, день св. Николая (6 декабря), устраивая шумные шествия с факелами. В Швеции и Норвегии отмечают день св. Люсии (13 декабря), являющейся символом света; вечером этого дня устраивают факельные шествия, во главе которых идет специально выбранная девушка в белом платье с красным поясом и короной "королевы", несут зажженные свечи. В некоторых местах принято отмечать дни святых, считающихся покровителями отдельных ремесел, например в Испании — день св. Иосифа — покровителя плотников; особенно ярко он отмечается в Валенсии, где днем в шуточных шествиях несут вырезанные из дерева различные фигуры, а ночью их торжественно сжигают.
Основу календарной обрядности с древности повсеместно составлял хозяйственно-земледельческий календарь с элементами магии плодородия. Еще во второй половине XIX в. календарные обычаи и обряды довольно четко подразделялись на три основных комплекса: праздники, связанные с началом нового хозяйственного года (весенние), праздники, связанные с завершением хозяйственного года (осенние), праздники, связанные с летним и зимним солнцестояниями (иоанновский и святочный циклы); эти комплексы отражали народную философию о постоянном чередовании жизни и смерти в природе. Однако к середине XX в. от прежних комплексов этих обычаев и обрядов остались лишь отдельные элементы и пережитки, да и празднование их существенно изменилось. В некоторых карнавальных (весенних) шествиях масок и костюмов взрослые участники стали все чаще уступать место детям, предпочитая танцевальные площадки и костюмированные балы. Главное же состояло в том, что истинно народные праздники и торжества приобрели характер стилизованных представлений, устраиваемых не столько для себя, сколько для привлечения туристов. А так как туризм является видной статьей доходов во всех странах Западной Европы, то представления карнавального типа распространились чуть ли не повсеместно, причем устроители их стараются, чтобы они не совпадали по времени и отличались своеобразием.
Шумные и веселые представления карнавального типа, как уже отмечалось, обычно приурочиваются ко дню какого-нибудь святого, покровителя города или церкви, и сопровождаются ярмарками с продажей сувениров. Широкую известность получили фламандские праздники "кермесы", во время которых устраиваются шуточные шествия с куклами-великанами, изображающими героев популярных сказок и легенд. У живущих южнее валлонов славится мартовский карнавал в горняцком городе Бенше, в котором участвуют так называемые жили - клоуны в своеобразных костюмах с головными уборами, украшенными пышными перьями, а также "медвежьи" карнавалы в Арденнах, праздник на каналах в Брюгге, "шествие ведьм" в Беселаре и др. Возникают все новые и новые традиции: так, в Англии с начала 80-х годов все большей популярностью пользуется вест-индский, по своему происхождению летний песенно-танцевальный, праздник, проводимый в Лондоне.
Охарактеризованные выше некоторые празднества, не связанные непосредственно с церковным или с народным хозяйственным календарем, смыкаются с гражданскими или государственными праздниками. К числу их относятся дни основания государства (например, в Швейцарии 1 августа - день союза трех кантонов в 1291 г.) или начала новой системы власти (например, во Франции - 14 июня - день взятия народом Бастилии как символа абсолютизма и начало Великой французской революции в 1789 г.); дни принятия конституции (например, Бельгия — 21 июня, Норвегия - 14 мая), дни освобождения от иноземной тирании или от оккупации (Дания - 5 мая, Италия - 25 апреля, Норвегия - 7 июня и т.д.); в странах конституционной монархии (Великобритании, Дании, Испании и др.) обычно отмечаются дни рождения здравствующего короля или королевы. Иногда отмечаются особо памятные исторические даты, например, в Англии 5 ноября "день Гая Фокса" — организатора заговора по взрыву парламента в 1605 г.; в этот день устраивают карнавалы, зажигают большие костры, на которых сжигают чучело Гая Фокса.