Психологические уроки детской жизни

Вопросы и задачи для самостоятельной работы при обсуждении возможности у родителей обучать своих детей-дошкольников саморегуляции в сфере эмоций и чувств.

1. Приведите примеры из Вашего собственного опыта (или из наблюдений других людей), которые (а) подтверждают и (б) опровергают факты лучшего развития детей при прямом участии родителей в осознании детьми своих эмоций и чувств.

2. Можете ли Вы на основании своего опыта (или наблюдений других людей) выделить категории родителей, дополняющие перечень Джона Готмана? Если это так, сделайте это. Если это не так, аргументируйте свою позицию.

3. Высказано мнение, что «популярная литература для родителей даёт советы о том, как добиться от детей послушания и дисциплины, но умалчивает о том, как наладить эмоциональный контакт с ре­бёнком». Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свою позицию.

4. Каким может быть влияние (а) наследственности и (б) этни­ческой принадлежности на результаты исследования, аналогичного исследованию Джона Готмана и его коллег? Аргументируйте свой ответ.

5. Как, по Вашему мнению, родители могут научиться быть хороши­ми эмоциональными тренерами для своих детей? Что им для этого следует делать? Предложите свой проект (или даже технологию).

Дети учатся жить у жизни. Ниже предложены 11 вариантов своеобразия нравственно-психологической характеристики тех условий, в которых может жить ребёнок. Предлагается рассматривать каждый из этих вариантов как особый фактор развития ребёнка, причём имея в виду, по крайней мере, два варианта актуальных противоречий.

Сформулируйте (а) вероятные следствия при действии каждого из 11-и факторов (б) в двух вариантах, с учётом ситуативной актуальности двух различных движущих сил развития (на Ваше усмотрение). На Ваше усмотрение остаётся и возможность учёта дополнительных следствий.

Условия Следствия
1. Если ребёнка постоянно критикуют… а) б) …
2. Если ребёнок живёт во вражде… а) б) …
3. Если ребёнка высмеивают… а) б) …
4. Если ребёнка упрекают… а) б) …
5. Если ребёнок растёт в условиях терпимости… а) б) …
6. Если ребёнка подбадривают… а) б) …
7. Если ребёнка хвалят… а) б) …
8. Если ребёнок растёт в условиях честности… а) б) …
9. Если ребёнок живёт в безопасности… а) б) …
10. Если ребёнка поддерживают… а) б) …
11. Если ребёнок живёт в условиях понимания и дружелюбия… а) б) …

Итак, в лекции конкретизированы основные движущие силы и факторы психического развития в первом детстве. Эти вопросы завершают тему первого детства, раскрывавшуюся в этой и в трёх предыдущих лекциях. С учётом специализации «дошкольная педагогика», к вопросам данной темы ещё придётся возвращаться. Но в следующей лекции речь пойдёт уже о развитии во втором детстве. Причём теперь более схематично.

______________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: