Потребности человека. Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития

Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов, как личности, принадлежащей к определенным социальным группам и обществам.

Отсюда потребности, по отношению к человеку, есть фактор, побуждающий его к деятельности, направленной на их удовлетворение и выступают как источник его активности. В определенной степени потребности определяют направленность мышления человека, его чувств и воли.

Различают четыре основных вида потребностей: биологические, информационные, социальные и духовные. К социальным также могут быть отнесены потребности трудовые, экономические. Особое место занимают в формировании личности потребности духовные (религиозные, культурные, эстетические).

Существует иерархия потребностей от чисто биологических, первичных, таких как потребности в пище, воде и кислороде, без чего не возможно поддержание жизни, до утонченной потребности в самореализации, которая возникает в качестве завершающей на самом верхнем их уровне. Ее можно представить в форме пирамиды:


Пирамида потребностей человека по Маслоу

Потребности человека есть объективная реальность, его непременное свойство, как любого другого живого организма. Столь же естественно и стремление к удовлетворению своих потребностей являющееся мотивацией к действию, проявлению физической, интеллектуальной или социальной активности и эмоций, а в крайнем своем выражении является источником агрессивности и стресса.

Формирование потребностей человека - сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения.

Однако одностороннее развитие каких то потребностей, неадекватное возможностям их удовлетворения, может привести (и нередко приводит) к деформации личности, возникновению в человеке личностных свойств нежелательных для общества, а порой пагубных для самого человека.

Потребности человека как биологического вида по сути - потребности не только и не столько чисто биологические, сколько экологические. Действительно, Человек, как и любой другой организм, нуждается в таких свойствах внешней среды, которые обеспечивали бы необходимый для его существования обмен веществ. Через удовлетворение этих потребностей реализуется развитие, поддержание и воспроизводство жизни. Это потребности в жилище, пище, одежде, тепле, защите от стихийных бедствий. Особо здесь следует выделить потребность в брачном партнере, поскольку эта необходимость в человеческом обществе реализуется не только через удовлетворение биологических, но также социальных и духовных потребностей.

В каждой из выделенных категорий потребностей можно различать их материально-энергетическую и информационную части.

К числу биологических, следует отнести и потребность в экономии сил в производственной деятельности, побуждающая человека искать наиболее легкий и малозатратный энергетический и ресурсный путь к достижению цели. Отсюда возникает непрерывное совершенствование технических средствах, позволяющих производить материальные блага с наименьшими затратами сил и ресурсов, стимулирующая производство научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Однако, крайнем случаем переразвитой потребности экономии сил известен как обломовщина, выражается в физической и умственной лени, апатии, инфантильности. Возможность удовлетворения потребностей осуществляется через производство материальных благ, через труд, которым человек, по выражению К.Маркса "... регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой". Удовлетворение любых потребностей требует, в свою очередь, информации о путях достижения этой цели, способах преодоления препятствий к ее достижению. Отсюда вытекает необходимость в информационных потребностях. Однако последние правомерно рассматривать и в качестве совершенно самостоятельной категории, как потребности узнавать новое, ранее неизвестное. Постигая закономерности развития окружающего его мира, человек использует познанные им законы в создаваемых моделях, будь то научные теории, технологии производства, произведения картографии или искусства.

Естественное и необходимое удовлетворение материальных потребностей, приобретение для этого предметов домашнего обихода, одежды, технических средств, современной радиоэлектронной аппаратуры и компьютерной техники, всего того, что облегчает быт и рабочий процесс, необходимо и оправдано. Однако, в случае гипертрофированного, неуправляемого развития материальных потребностей их удовлетворение легко переходит в пустое накопительство практически неиспользуемых вещей или предметов, в "вещизм". Это могут быть разные вещи, это могут быть даже книги, если они покупаются для того, чтобы служить украшением интерьера зала и своими корешками с золотым или серебряным тиснением подчеркнуть разносторонние интересы обитателей дома. Отсутствие желаемой вещи, невозможность ее приобретения могут, в этих случаях, вызывать устойчивые отрицательные эмоции, отвлекать от действительно необходимых и полезных дел, принижать духовно-нравственный потенциал личности. Подобные ситуации, отрицательно влияющие как на личность, так и на ее взаимоотношения с окружающими людьми нашли отражение во многих религиозных наставлениях. Мы неоднократно будем обращаться к этим источникам человеческой мудрости не потому, что преследуется цель приобщиться к религии, но потому, что в них сосредоточены, сконцентрированы, наработанные веками, духовно-нравственные основания жизни и общения людей.

В равной мере биологическая (физиологическая) потребность к пище может быть гипертрофирована в обжорство со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья человека. Если основные насущные потребности: физиологические, защищенности себя и своей семьи, и достойного положения в окружающей социальной среде полностью удовлетворяются, человек, как личность, получает дополнительные возможности для анализа собственных чувств, адекватного восприятия окружающей обстановки, развития самоуважения, необходимого для принятия самостоятельных решений. Очевидно и то, что именно такая ситуация способствует развитию социальной активности личности, реализации творческих способностей человека. И наоборот, необходимость повседневно бороться за возможность удовлетворения своих физиологических потребностей, опасаться за свое благополучие и благополучие членов своей семьи, добиваться достойного места в умах окружающих его людей, является объективным препятствием развития таланта и способностей личности и их реализации в делах, которые могли бы дать достойное моральное удовлетворение и материальную компенсацию. В определенных социальных условиях возникает противоречие между потребностями к производительному труду, отличающему человека от всех остальных живых организмов Земли, и к обладанию продуктами труда, к их накопительству. Формируется общество потребления. Само его существование предусматривает прямую или косвенную эксплуатацию каких-то иных общественных групп людей. В иных случаях гипертрофированные потребности к потреблению приходится рассматривать, как следствие деформации общественных отношений, как это происходило, например, у нас с обогащением партократического и чиновничьего аппарата, представителей депутатского корпуса, пользующегося всяческими, неоправданными льготами и благами.

Одним из следствий развития гипертрофированных материальных потребностей и их удовлетворения является дополнительная нагрузка на природные ресурсы поскольку любое производство начинается с эксплуатации тех или иных видов природного сырья. В резолюции Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся летом 1992 г. по этому поводу говорится о необходимости уделять особое внимание спросу на природные ресурсы, обусловленному нерациональным потреблением и эффективному использованию этих ресурсов, чтобы тем самым свести к минимуму их истощение и загрязнение природной среды. Отмечается, что хотя в отдельных странах существует весьма высокий уровень потребления, основные потребности значительной части человечества остаются неудовлетворенными или удовлетворяются неполно. Чрезмерный спрос и нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения приводит к запредельно высокой нагрузке на окружающую среду.

Природно-экологические факторы:

Изначально человек являлся консументом, не был защищен от внешних факторов среды. Поэтому жизнь его была непродолжительной, плотность популяции была низкой, среди причин смертности были патогенные возбудители болезней. Чаще всего переносчиками заболеваний являлись животные (потому что образ жизни человека был с ними тесно связан).

К возникновению природно-очаговых заболеваний приводила

тесная связь с ландшафтом, с климатическими особенностями. Основной причиной гибели людей в то время были инфекционные заболевания: чума, холера, малярия, сибирская язва, туляремия, дифтерия, скарлатина. Чтобы бороться с инфекционными заболеваниями, человеку пришлось создать искусственную среду. Она создавалась под воздействием социально-экологических факторов.

Одна из разновидностей этого фактора – городская среда.

Влияние городской среды на человека:

1. Процесс акселерации – ускоренное развитие человеческого организма по сравнению с биологическими нормами. Многие ученые связывают это с повышением качества жизни.

2. Изменение биологических ритмов. Б. р. – механизм регуляции функций в организме, сформировавшийся под воздействием абиотических факторов (естественное освещение дополняется искусственным).

3. Аллергизация населения. Аллергия – извращенная чувствительность организма на что-либо (какое-либо вещество). Причина аллергических заболеваний – потеря иммунитета.

4. Онкологические заболевания – заболевания, способствующие новообразованиям и опухолям. Чаще всего они связаны с нахождение человека в определенных условиях (90% рудокопов имеют рак легких, 90% трубочистов заболевают раком кожи).

5. Рождение недоношенных детей. Это связано с нарушением генетических свойств в организме и адаптации к изменениям окружающей среды.

6. Абиотические тенденции – наркомания, алкоголизм.

ЛК по экологии, 16 ноября 2012 г.

Гигиена – это наука о здоровом образе жизни. Изучает влияние окружающей среды на здоровье человека.

Гигиена изучает следующие факторы:

1. Бытовые условия;

2. Общественно-производственные отношения.

Задачи гигиены:

- разработка гигиенических нормативов для воздуха, воды, почвы, продуктов питания, материалов для одежды.

Гигиенические требования (домашние условия):

- температура в жилых помещениях должна быть не ниже 18 *С. Для угловых комнат 20 *С.

- относительная влажность в помещении должна быть 30-60%,

- скорость движения воздуха 0, 1 – 0, 15 м/с.

При повышенной влажности обостряются хронические заболевания бронхов, легких и сердечной деятельности.

Причиной повышенной влажности может быть неисправность водо- и теплоснабжения и плохое проветривание, а также

- недостаток освещенности. Норма искусственного освещения для жилых помещений 10-12 Вт/м пола. Недостаток освещения ведет к утомлению глаз, нарушениям зрения и общему утомлению организма;

- шум, вибрация, насыщенность воздуха продоном.

Все нарушения требований бытовых и общественных производств ведут к экологическому риску – возможности наступления обстоятельства, причиняющего социальный и материальный ущерб. Под ущербом понимают фактические и возможные социальные и экономические потребности, выраженные в потерях.

Социальный ущерб – ущерб от безвозвратных потерь населения (сокращение сроков жизни, ухудшение качества здоровья,благополучия людей).

Социально-экономический ущерб – предусмотренные затраты на лечение и социально-трудовую реабилитацию.

Экономический ущерб – потери и убытки от повреждений объектов народного хозяйства.

Экологический ущерб – потери, понесенные окружающей средой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: