Эпоха просвещения 18 век

Эта эпоха рационализма связывается с идейными устремлениями передовых сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Характерно возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм. Вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

В противоположность – иррационализм. Это скептицизм, агностицизм (непознаваемость). Это выдвигается в период кризиса общественных структур.

К.Маркс: «Религия, понимание природы, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего». Разум выступает в качестве источника всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо призван стать властелином мира. Декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях.

Материалистический рационализм дал материалистическое объяснение устройства мира. Вечное пространственно временное существование материи и ее непрерывное движение – это основа философии французских материалистов 18 века.

Основой мировоззрения являлась механика. Законами тяготения объясняются биологические и социальные явления. «Природа – необъятная цепь причин и следствий» – Пьер Гольбах. Общие движения порождают движение отдельных тел, а последние поддерживают движение мира и по закономерности. Движение происходит по кругу: последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение. Все подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

«Мозг отвечает за познание, те части тела, которые теряют сообщение с мозгом, теряют способность чувствовать, а без ощущений ничто не доступно нашему познанию». Это сенсуализм.

Дени Дидро сравнивал мозг с чувствительным и активным воском, который принимает всякого рода формы, запечатлевая на себе внешних предметов.

Жюльен Офре де Ламетри (врач) в своей книге «Человек – машина» доказывал, что люди являются искусно настроенными организмами, и призывал изучать человека с учетом механики тела. В формировании человека от рождения имеет прирожденная конституция. На современном языке – это гены. Причиной истерических заболеваний Ламетри считал то, что воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами. Он полагал, что с помощью просвещения можно исправить нравы народа и тогда предрассудки искореняться сами собой, а всеобщее благополучие наступит в результате распространения передовых идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: