Сегодня нужно найти «мимо» налога на прибыль

Доход и прибыль

За определением дохода идем в ст. 41 НК РФ. Но нам от него не легче.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Проще говоря – доход – это любая экономическая выгода, которую можно оценить.

Но доход считаться будет по правилам соответствующих глав НК РФ (для каждой главы свой порядок).

Прибыль – это доход «минус» (за вычетом) расход.

Расходы могут прямо связаны с доходом – тогда нужно точно вычитать. Например, покупаешь товары оптом и продаешь товары в розницу. Если не вычитать твой расход на покупка оптом, то это будет не логично.

Другая ситуация – налогоплательщик продает товары, но тратится на рекламу и т.п. (например, не очень связаны с реализацией товаров – рекламирует все фирму). И в кодексе есть усложненные правила, позволяющие сделать это соотнесение. Например, в этом году продаешь товары старые, делаешь в этом году рекламу на новые товары. Новые товары будешь продавать только в следующем году – так вот, затраты на рекламу при продаже старых товаров не сможешь вычесть – затраты на рекламу будешь вычитать при расчете дохода от продажи новых товаров.

Правила расчета налоговой базы

Посчитали все доходы, вычли все расходы.

Налоговый период. Один календарный год.

Если расходы оказались по итогам года больше, чем доходы – то это будет убыток и налоговой базы не будет.

В реальной жизни может быть такое – в бухгалтерской учетности будет больше доходов, чем расходов, а в налоговой отчетности – наоборот – больше расходов, чем доходов. Но это может быть и правильно! Налоговая база же определяется по данным налогового учета (грубо говоря при расчете прибыли и расходов смотрим правила НК РФ; но не доводи это до абсурда – ведь налоговый учет основан на бухгалтерском – если чего-то нет в БУ, то и в НУ не будет).

Если энергоснабжающая компания не располагает информацией приборов учета потребления какого-то гражданина, то компания не сможет прописать это в качестве дохода, получаемого в будущих периодах, исходя из данных «закупок» электроэнергии – ведь информация не точная. Когда компания узнает наверняка – тогда и впишет в БУ. Пока в БУ не пропишет - в НУ не появится.

Когда в БУ «плюс», а в НУ «минус» - это может быть из-за переоценки стоимости ценных бумаг – для БУ это переучитывается, а в НУ – нет. И в этой ситуации нет ничего незаконного. «Финансовый результат» по двум учетам может и не совпадать.

Не надо забывать, что внутри налогового периода есть отчетные периоды.

По кварталам – пишет налогоплательщик отчеты и платит авансовые платежи. Если удобнее платить по месяцам – можно перейти с поквартальной системы на помесячную.

Поквартальная – вроде реже нужно платить налоги в бюджет, но авансовые платежи будем платить основываясь на доходах будущих периодов. Помесячная в этом плане лучше.

Но правило такое – налоговые органы не могут проверять уплату этого налога до истечение налогового периода – ведь финальный расчет получит налоговая в конце года.

Результат считается нарастающим итогом, кумулятивным способом.

Допустим, за первый квартал налогоплательщик получил 200 р. дохода и понес 100 р. расхода. Посчитал, прослезился. Заплатил налоги с 100 р. дохода. Второй квартал – заработали 400, потратили 600. В итоге получили убыток -200 р. Но мы результат за второй квартал считаем не за второй квартал, а за полугодие! Закончили второй квартал – считаем за полугодие.

Получается, что 200+400 = 600 р. дохода за полгода. 100 + 600 = 700 р. расхода за полгода. Итого – за полгода мы в убытке на 100 рублей. И так считаем до конца года.

Вот по этой причине правильный бухгалтер скажет: не первый, второй квартал и т.п., а «доход за первый квартал, за полгода, за 9 месяцев, за год».

Компания может заниматься сразу же несколькими видами операций (сдавать недвижимость, продавать недвижимость, оказывать консультационную деятельность и т.п.) – для каждого направления деятельности будет считаться результат по доходам и расходам отдельно для себя.

Для себя компания может считать по видам деятельности, но это компания делает сама для себя. Может быть все виды деятельности – прибыльные, за исключением консультационной деятельности. В данном случае этот «убыток» немного спрячет прибыли от доходных видов деятетльности при расчете налоговой базы.

Но из этого правила есть исключения:

· Если компания – не профессиональный участник на РЦБ, то ей не разрешают свои расходы от этой «спекуляиции» учитывать при расчете налоговой базы (т.е. не вычтешь из дохода от основных видов деятельности). Правило введено по той причине, что налоговый орган не всегда сможет проверить цену ценной бумаги (если она на бирже не обращается).

· То же самое правило действует и по отношению к финансовым инструментам срочных сделок.

Итого: не профессиональный участник РЦБ – не лезь.

В бюджетной сфере: все расходы и все доходы от всех видов деятельности считаются раздельно. То есть там, где, например, МГУ учит студентов за счет государства – это доходы не облагаемые, но и это расходы, которые не уменьшают налоговую базу. Там где университет учит студентов за деньги – там он отдельно считает доходы и отдельно считает расходы (расходы, связанные с бюджетной деятельностью, не должны быть вычитаться при расчёте дохода от коммерческой деятельности).

Нужно все доходы от коммерческой деятельностью посчитать, потом все расходы от коммерческой деятельности посчитать – уплатить налог. И расход от некоммерческой деятельности не учитываешь (такая ситуация может быть, когда бюджета не хватает).

Это не очень справедливое правило. От коммерческой деятельности уплатил налог, а от «бюджетной деятельности» - расход жуткий (не дает денег государство). Итого и там расход, и от коммерческой деятельности «обобрали». Это превращает жизнь некоммерческих организаций в сплошной налоговый учет.

Кассовый метод или метод начисления?

Метод начисления действует применительно к налогу на прибыль – не когда доходы реально получены, а когда у тебя возникло право на получение дохода. Отправили товары, а контрагент должен заплатить 5 числа месяца. Придется признать доход, даже если еще не знаешь – заплатит тебе контрагент или нет. Это не приятно! Но то же правило действует и в отношении расходов – возникло право «на расход» - тут же и учел его, не зависимо от того, произведешь потом или нет.

Но для самого предприятия этот метод не самый удобный – менеджмент должен видеть «реальное» количество денежных средств «в кассе предприятия». Поэтому еще в компании ведется кассовый метод. Но иногда и налоговый учет разрешает вести кассовый метод (для маленьких компаний). См. ниже.

Может быть так – по кассе много, по методу начисления – мало. Как? А просто – должны были заплатить 3 года назад 1 млрд. рублей – но не платили. Уже этот доход признали, уже налог уплатили. Не платили мне, не платили, а потом через 3 года пришел миллиард – «касса просто разрывается», а по методу начисления уже ничего не надо учитывать.

· В БУ – всегда метод начисления.

· В НУ – по большей части метод начисления, но для маленьких компаний (ежеквартальная выручка – 1 млн руб. вроде бы – проверить) – то для них допускается кассовый метод.

Допустим дочка получает займ от своей мамы. Начисляем мы проценты (которые увеличивают сумму долга) на этот займ ежемесячно, а платить будем эту сумма по истечении 10-ти летнего периода. Компания-дочка сказала – у нас метод начисления, поэтому мы эти «проценты» уже учитываем как расход. ВАС сказал – не пойдет, так, братцы, не можете вы такой расход учитываться «у вас и обязанности не возникло уплатить, вы же платить будете через 10 лет» (мол, не известно, будет ли вообще этот налог через 10 лет). Это решение очень сильно ругают, но делать не чего, приходится очень аккуратно обращаться с методом начисления теперь.

Ошибки и документы, полученные позже

Допустим, компания потребляет электроэнергию в течение года. И приходит счет фактура только в январе. Т.е. у них «учетный документ» появился по истечении налогового периода налога на прибыль. Что делать бухгалтеру?

Нужно исправлять ошибку или учитывать документы в том периоде, к которому относится данный налоговый документ. Если налоговую декларацию уже подал – придется подавать уточненную налоговую декларацию.

Никто не радуется. Представь себе – недисциплинированный поставщик. Он «протормозил на полгода» с учетными документами. Допустим, консультация была в 2010 году, а учетные документы пришли в 2011 году. Почему беда? Потому что уточненная декларация открывает новую точку отсчета на камеральную проверку. Отправили уточненную декларацию? Молодцы сейчас мы к вам приедем и проверим вас.

Был забавный случай, когда на задворках завода нашли танк. Есть правило - если вы не можете определить, к какому периоду относятся доходы или расходы – то учитывай их к тому периоду, в котором они «обнаружились». Вот нашли танк на какой-то макаронной фабрики при инвентаризации. На балансе появился танк – а он стоит миллионы. Получили доход, а с него нужно платить налог на прибыль! Пришлось платить налог на прибыль в том периоде, в котором обнаружили танк. Доинвентаризировались.

Пример был и с нефтяной компанией – провели инвентаризацию и имущества прибавилось на 15 млн (или млрд) – нефть новую обнаружили. Это же катастрофа – столько налогов махом придется уплатить после такого «обнаружения». И выкрутились – сказали, что нефть «неизвестного клиента», надо подождать пока она объявится.

Доходы, учитываемые и не учитываемые при расчете налоговой базы

Есть доходы внешне похожие на доходы, но ими являться не будут.

Доходы, участвующие в формировании налоговой базы Доходы, не участвующие в формировании налоговой базы
Доходы от реализации работ и услуг Они запускают механизм связанных с ними прямых расходов. · Дивиденды · Сдача и имущества И тп. Они запускают механизм связанных с ними прямых расходов. Это деление нужно не столько для доходов, сколько для определения потом связанных с ними расходов. Допустим, есть дворово-подзаборный ВУЗ. Сдает помещения (т.е. имущество) для склада – вот это будет внереализационный доход. Если же компания, которая постоянно сдает имущество (это ее основная деятельность) – это будет «доход от реализации». Внереализационные доходы 1. Оплата и авансы у тех налогоплательщиков, которые действую на системе метода начисления (этот доход включится потом) 2. Залог и задаток 3. Взносы и вклады в уставный капитал – доходы вроде как возникают (деньги получили – да!), но это не доход – а как бы основа для дальнейшего получения дохода 4. Целевое финансирование (по-сути это такая же выручка), но т.к. это из бюджета финансирование, то его не учитывают. 5. Займы и кредиты Поступившие займы и кредиты не учитываются, они считваются отдельно (получение займов и кредитов – не увеличивает размер дохода, уплата – не увеличивает расход). Другое дело с процентами – они и как доход, и как расход учитываются. Помощь от дочки к маме и от мамы к дочке – не облагается налогом (в налогооблагаемую базу не включается). Если имущество получено российской компанией от иностранной – то это правило не действует. Материнская компания должна иметь 50% и более в дочерней компании, чтобы это правило работало. Т.е. есть два условия: 1) 50% и более материнского участия в дочерней компании; 2) обе компании российские. Физическое лицо может помочь своей компании – и не будет это облагаться налогом, но компания «не может помочь» своему учредителю и профинансировать его так, чтобы он еще и налогов не платил.
     

Расходы, учитываемые и не учитываемые при расчете налоговой базы

Расходов много. Налогоплательщик хочет признать все расходы, чтобы максимально уменьшит налогооблагаемую базу.

3 варианта (в разных юрисдикциях):

1. Вычет любых расходов, связанных с коммерческой деятельностью.

Если американский юрист сходил поесть с клиентом и заплатил сам, то он предъявит чек от ресторана – ему компенсируют эти расходы, и компания вычтет эти «расходы» из налоговой базы.

Если клиент заплатил сам – тогда он может сделать то же самое (он же с юристом поел, хорошие отношения наладил – тоже связано с коммерческой деятельностью).

Это в США. У нас такого нет.

В США – критерий связи оценочный, налогоплательщик сам это определяет. Если будет конфликт с налоговым органом – тогда нужно уже разрешать его.

Это Европа, США, Великобритания. Но такое правило может и в России сработать. Иностранные компании теребят свои правительства – и межправительственные соглашения дополняются протоколами: «Если российская компания на 100% принадлежит иностранной компании (ну или на 50% и более), тогда такая российская компания может признавать при налогообложение любые затраты, лишь бы они были связаны с коммечреской деятельностью (грубо говоря, прямо так, как и у нас)».

Есть такое межправительственное соглашение с Германией, Францией (но нужно обязательно перепроверять). Если проценты за заемный капитал уплачиваются в адрес материнской компании – то получается, что и налогооблагаемая база уменьшается и налогов не платим (все из-за этого «протокола»). Налоговая ругается и т.п. Но через суд «со скрипом» доказывается.

2. (обратное правило) Вообще-то расходы запрещено вычитать, за исключением тех, которые можно вычитать на основании закона.

Это у нас такая система была в 90-е годы. Налогоплательщик может учесть в себестоимости работ и услуг понесенные затраты в соответствии со специальным законом. Его так и не появилось. Было Постановление Правительства № 552 – вот все на нем и работали.

А там затрат-то было мало указано. Писали абы как. Затраты на управление производства делили на затраты по управлению производства и на затраты по управлению производства – без всяких комментариев, а в отношении каждой из этих двух групп действовали разные правила.

И вот под это постановление было невозможно подогнать под новые виды деятельности.

3. Смешанная система.

Глава 25 НК РФ – вот у нас такая система.

Хотели вначале сделать кк на западе. Есть такая статья - 252 НК РФ. Но потом стало страшно – и прописали перечни. Перечни учитываемых расходов открытые «и иные расходы» - но налогоплательщики боятся применять эту статью.

Российская компания побеспокоила канадскую Bombardier – постройте нам реактивный самолет. Ок, отвечает Bombardier – но вы мне заплатите на задаток, не предоплату, а особую денежную сумму, чтобы мы рассмотрели возможность постройки этого самолета в нашей технологической программе (ведь самолет собрать – это не жигуленок склеить). Заплатили 12 млн. рублей. Но из-за кризиса так и не заключили контракт (денег не было). Налоговая инспекция ругалась, ругалась, но через суд доказали, что это «иные расходы».

Такое недоверие не оправдано. Компания, ведущая необоснованные расходы – обанкротится сама по себе. Можно перечень и открытый оставить.

Ставки налога

Налог у источника и самостоятельная уплата

29.10.2011 г.

Не выйдет у нас перейти на НДС сегодня. Сегодня нам расскажут расходы по налогу на прибыль.

Пара слов о том, что нам сбрехал лектор. В деталях лектор иногда может ошибаться. По НПА нужно перепроверять (лекция – не консультация).

Когда мы рассказывали друг другу по кумулятивный способ исчисления налогов мы говорили про налоговый период.

Налоговый период делится на отчетный период. Для налогополательщиков, которые платят налоговый прибыль.

· Отчетный период – квартал (для тех, кто платит другим образом).

Общее правило – год делится на отчетные периоды: первый, полгода, 9 месяцев, год.

Хотя отчетный период внутри налогового периода – квартал, у нас есть месяц, по итогам которого нужно платить платежи, когда квартал еще не закончился.

Итого – до конца первого квартала – ориетнируемся на прошлый год и делим его на 3 части – и исходя из этого платим авансовый платеж.

Потом «полгода» - платим его, опираясь на предыдущий отчетный период. Потом то же самое – с «9», потом года кончается – и по фактическим расходам будм платить.

· Отчетный период – месяц (для тех, кто платит авансовые платежи одним образом)

Если мы не хотим такой системой – все просто. Есть другая система. ПО фактической прибыли – быстро посчитали и уплатили за каждый месяц (но у некоторых не могут быть быстро расчеты идти – если водкой торгуешь – быстро, а если пароходами – тогда дольше идут расчеты).

В НК РФ – смешанная система в плане вычета расходов при расчете налога на прибыль (вроде бы там есть список, но он не исчерпывающий). Была такая идея – те, что прямо указаны – нельзя оспаривать налоговой (мол, плохо оформил командировочные – все, не могут оспорить) – но ничего подобного.

252 ст. НК РФ – любые расходы, которые обоснованы и документально подтверждены. Эта статья была в помощь налогоплательщика. Но она стала врагом налогоплательщиков.

Говорят налоговики – прежде чем вычитать, нужно доказать, что они обоснованы и документально подтверждены (эту опасность надо иметь в виду).

Итак, обоснованность и документальная подтвержденность.

Документальная подтвержденность.

Мы же не можем указать расход, опираясь на свидетельские показания. Нужно оформлять по правилам, установленным правилами законодательства РФ.

Подумаешь, проблема – берем документы Минфина и пишем. А потом получаются дурацкие споры – можно ли признать расходы, если они составлены по форме КС-2, а не КС-11. История какая-то странная, но и такие дела бывают.

Налогоплательщик привязан к формам бухгалтерского учета. Если на счастье налогоплательщика форма не утверждена, то нужно просто см. ФЗ «О бухгалтерском учете» - просто, чтобы были реквизиты (печать, подпись руководителя с расшифровкой и т.п.). А вот представьте – вся переписка с дилером – в электронной форме (дилерский тикет). И потом приходишь со всей этой красотой к бухгалтеру и говоришь – отразим-ка это в нашем БУ! Тяжко.

Требования у нас по этой форме – несколько архаичное. Не позволяют эти правила принять к налоговому учету электронные документы. Но в некоторых случаях – можно.

Если между двумя русскими компаниями – по-моему вообще нельзя. Такая ситуация – ЭЦП у нас есть, но с налоговой точки зрения, из-за отсталости законодательства ЭЦП могут и не признать.

В сам налоговый кодекс внесли изменили – счета по поводу НДС в электронной форме – нужно принимать. Но есть Постановление Правительства о порядке выставления счетов-фактур – а там все по-прежнему «на бумаге с печатью» - как хочешь, так и пляши. Но все как-то действуют. Но иметь надо это в виду.

Но где-то есть люди, живые люди, которые писали поправки по электронным счетам-фактурам – добились внесения этих норм в НК РФ, но они сделаны полностью безграмотно.

Есть определенная дверка – 252 ст. НК РФ нужно читать внимательно. Если документ составлен за рубежом – тогда нужно смотреть на международные правила, а также на общепризнанные правила международного оборота.

Во многих юрисдикциях – уже нормально используются электронные счета и все принимают (иногда можно просто подписью гендиректора ограничиться).

Пример – юридическая фирма за границей через филиал работает в РФ (постоянное представительство). Делают сделку – по русскому праву консультируют российские юристы, по английскому – английские юристы.

Юридическая компания выглядит как группа – Россия и СНГ (ими занимается одно ЮЛ), Великобританией – другая фирма. Задаёт вопрос – одна компания группы к другой – проконсультируйте нас и дайте отчет.

Сделку сделали. Офис в МСК получил 300.000$. Английским братьям они заплатили 100.000$. Считаем прибыль – 300.000 – 100.000 = 200.000$ (теперь мы должны платить с этой базы налог). И люди поплатились за свою любовь к чистым схемам.

Налоговая инспекция – говорит – мы не признаем ваши затраты, они же не обоснованы. Проигрывают суд. В воздухе уже запах жаренного. Дошли до кассации.

Удалось по отчетам юристов доказать связь между выполненной работой и временем (очень они подробно расписаны – сегодня такой-то столько-то счетов думал столько-то по этой проблеме и т.п. – номер проекта и названия проекта прослеживаются). И все счета относились к этому проекту по которому получили 300.000$. Доказали, что в этой сделки были расходы обоснованы.

Кассация сказала – разберитесь дальше. Как там у вас с документальной обоснованностью? В РФ – значит все на бумаге и с печатью. Но доказали, что раз это представительство и затраты зарубежные, то нужно руководствоваться ст. 252 – можно оформлять в соответствии с иностранными законами или обычаями мирового оборота. Акт сдачи-приемки, счет-фактура – этого в иностранном порядке нет, у них инвойс – счет и все. А у нас чтобы подтвердить расходы – нужно постараться.

Тащим в суд заключение английских юристов – где все три единодушно (аудитор и юристы и т.п.) говорят – нужен отчет специалиста, инвойс и все. Суд боится – говорит, что мы берем заключение специалиста, а суд должен сам устанавливать нормы. Но доказали, что суд не может это знать в РФ – это иностранные обычай и его должны подтвердить те, кто в этих обычаях живет – приняли заключение специалиста.

Налоговая выдвинула довод, от которого суд завис. Налоговая сказала – возможно дали денег англичанам, чтобы они так написали. Дайте ссылки на НПА по поводу обычая (докажи, мол, что обычаи не должны быть в НПА). От этого суд просто завис.

Оформление затрат в строительстве и торговле – эти КСки – чем они друг от друга отличаются – идите к бухгалтеру, не трать на это время.

В суде может быть ссылка «о русском языке». По правила закон о языке – у нас официальный язык является русский – значит доказательства не сможешь представить на русском языке.

Обоснованность

Законодатель так штрихами набрасывает – экономические оправданные и произведенные для осуществления деятельности, направленные для извлечения доходов.

Купли вагон лягушек? Зачем? Для французского ресторана? Да, обосновано.

Но любые подсказки в НК РФ – умеют налоговики вывернуть до неузнаваемости.

Работает компания и занимается строительством. Компании принадлежит объект и есть генеральный подрядчик. Он строит. Офисное здание нужно долго строить. Налоговая инспекция говорит – почему у вас затраты есть, а дохода нет? Налоговая говорит – у вас есть расходы, а доходов нет, значит ваши расходы не связаны с извлечением прибыли.

Говорят, вы свои затраты не будете списывать! Потом в будущих периодах вы не сможете их вычесть. Сейчас дохода нет, но он явно будет в будущем.

Затрат нет, внереализационные доходы есть. Глупость – глупостью, но пришлось по трем инстанциям протащить и обосновать, что возведение офисного здания в Москве – принесет прибыль.

Это одна ситуация – а если налогоплательщик ошибся и дохода не было. Пример – вложился в ценные бумаги банка (с токсичными активами, спрятанными в их балансе), а оказалось, что твой актив в 3 млрд. превратился в ноль. Суды говорят - если изначально планировалось получить доход и это не противоречит здравому смыслу, но не получилось, то не надо по второму разу наказывать налогоплательщика.

В свое время была погоня за недобросовестными налогоплательщиками. Когда говорили – формально доходы документально подтверждены, но плательщик какой-то недобросовестный.

Часто ловили вот на чем: налогоплательщик заказывает генподрядчику построить сарайчик. Физический объект есть. Но выяснилось, что генеральный подрядчик – это фирма однодневка. Генеральный директор – в трениках и майке. Графологическая экспертиза ничего не может установить ничего – руки дрожжат (кто-то писал – это лицо не может быть генеральным директором в силу своего умственного развития).

Говорят – ты недобросовестный, так как фирма однодневка уничтожилась, а потом вы «под столом» с ней разделили прибыль.

У любого налогоплательщика душа черная - он читает НК РФ, укрепляясь в злобе своей. Ввели более или менее понятное понятие «деловой цели».

ППВАС № 53 от 12.10.2006 – там сказано про деловую цель – там написано про проверку судами обоснованности налоговой прибыли.

Если налогоплательщик не заплатил налог или в меньшем размере заплатил – получил налоговую прибыль.

Заработал – 300.000, учел затраты 100.000 – база уменьшилась. Вот это налоговая выгода. Зарегистрировался в иностранной юрисдикции – налоговая выгода. Льгота – налоговая выгода. Зарегистрировался в иностранной юрисдикции – тоже налоговая выгода.

Старая добрая Вестминстерская доктрина – действует. Налогоплательщик не обязан строить свою деятельность таким образом, чтобы платить максимум налогов.

С точки зрения нашего предыдущего СССР – добрая совесть – это значит все отдавать государству.

У нас восприняли эту «деловую цель» - можем получать налоговую прибыль, но если это в рамках деловой цели.

Пример – одна компания владеет офисным центром. Другая хочет купить. Решили – продам как объект недвижимости, и один платит НДС а второй ставит его к вычету.

Если продаем как недвижимость – долго будем ставит к вычету и т.п. А давайте продаем не недвижимость, а акции в компании, которая владеет недвижимость.

Вот это пример, когда нет деловой цели – покупка акций была не с деловой целью, а исключительно с налоговой целью (уйти от налогов).

Иногда эту докртину используют назло налогоплательщику. Досмерти надоел финансовый директор. Человек хороший, компания помогает. Хочу нового финансового директора (хороший, но хочу еще лучше). Если вышибить финансового директора за профнепригодность или по сокращению штатов – он перейдет к клиенту. И клиента потеряешь и врага наживешь. Вот приходится платить выходное пособие «золотой парашют», причем побольше, чтобы он лояльность сохранил.

Налоговая говорит – зачем ему за уход так много заплатили. Приходится доказывать, что мы не затраты раздуваем, а все в рамках деловой цели.

Мы бы затраты раздували, если, конечно, мы ему денег дали, а он нам их в ресторане отдела назад – тогда никакой деловой цели тут нет). Нужно показать выписку со счета уволенного финансового директора – если он деньги получил – тогда никакого тут раздувания нет.

Где-то суд больше вникает в экономическую подоплеку, где-то меньше.

Деловая цель ≠ целесообразность. Налоговые органы не могу оценивать целесообразность расходов. ВАС сказал – нужно деловую цель проверять. Никто же не может сказать предпринимателю, что завтра будет прибыльно (над создателями компьютеров долго смеялись, теперь же – нет; а у нас Госплан – ни черта не угадал).

Деловая цель и целесообразность – нужно отличать друг от друга (буддистская штука – надо его разглядывать и тренировать свой ум на разгадывание этой загадки).

Вот с золотым парашютом. Мы взяли человека более эффективного, а с другим хорошо расстались – не заработали противника. Это деловая цель. Целесообразность же – это заплатить ему 1 млн или 3 млн. Может быть можно было и дешевле «договориться»? Но на это суд смотреть не должен по идее.

Главные бухгалтеры – в этом плане смелые люди, они же все документы подписывают – чуть что и ответственность.

Классификация расходов

В настоящих условиях РФ – становление налоговой системы. На западе «все копья уже сломаны».

1. Учитываемые;

2. Не учитываемые при исчислении налоговой базы.

Не учитываемые при исчислении налоговой базы

Как с доходом – если под шкурой дохода – не доход, тогда доходом не будет.

1. Выдача займов;

2. Взносы в УК обществ;

3. И т.п. (см. ст. в НК РФ);

4. Затраты на приобретение акций;

5.

6. Дивиденды (вначале заплати государству, а потом уже расчитайся с акционерами).

Смысл – отшелушить те деньги, которые к вам вернуться.

Затраты на приобретение акций, на приобретение основных средств – не учитываются.

В этом списке наряду с теми расходами, которые не признаются расходом – есть те, которые потом будут в дальнейшем признаваться расходами.

Пример – купил акции АО. Надоели, надо акции продать. Когда акции продается – тогда расходы на покупку акций можно признать.

То же с основными средствами – сразу расходы на них признать нельзя. Но по станку – начисляется амортизация, вот она и будет учитываться в качестве расходов в дальнейшем.

Если нам станок надоел и мы хотим его продать на металлолом, а срок «износа» еще не закончился «и амортизацию еще не всю списали» - тогда можно вторую часть амортизации, которую еще не списали, списать на расходы при продаже этого станка.

То что можно учитывать

1. Связанные с производством и реализацией

Немного своеобразно признаются – делятся на определённые группы. Они нужны не для того, чтобы «попал в одну – списал, попал в другую – не списал», а для того, чтобы понять срок, когда можно списать.

1.1.Материальные расходы;

Сырье, материалы.

1.2.Расходы на оплату труда;

Выплаты, компенсации, премии и т.п.

1.3.Сумма начисленной амортизации;

Основные средства постепенно переносят свою стоимость на продукцию. Постепенно списываем амортизацию в качестве расходов. Если Государство хочет помочь налогоплательщикам (в плане инвестиций) – когда вкладываетесь в новое оборудование – сможете практически сразу же списать свои затраты.

Есть завод, который приносит 1 млн. $ прибыли. Потом решил приобрести новую производственную линию. Смонтировал, ввел в эксплуатацию – и тогда можно 30% амортизации сразу же вернуть (т.н. амортизационная премия). Это поощрение государства

Это и пряник и кнут – если надумаешь потом продать, а 30% еще «не отслужило» - тогда придется эту премию вернуть.

1.4.Прочие расходы.

Маркетинг, юридические консультации и т.п.

2. Внереализационные

Расходы случайного характера. Нас будет интересовать вот что – различные убытки.

Есть убыток как финансовый результат (посчитал доходы > расходы – прибыль; расходы > доходы – убыток).

Есть убыток – как эквивалентный расход (о них сейчас речь пойдет)

2.1.Пример – убытки от хищения (которые связаны непосредственно с твоей основной деятельностью). Например, у тебя крупный магазин – Ашан. 3% от оборота в год – точно.

2.2.Убытки из-за того, что контрагент не рассчитался (если в виде списанных долгов, когда контрагент с нами не рассчитался)

Когда списать убыток? Бороться или не бороться с неплательщикам (надо преследовать налогоплательщика даже в аду).

Продал пакет акций за 3 млрд рублей, а тебе не платят. Прошел все 3 инстанции –получил исполнительный лист. В теории осталась возможность взыскания – расходом не могу признать, но пристав-исполнитель – сказал «не могу найти». Только суд сможет сказать «ладно, списывайте» - но это нужно в суд обращаться каждый раз.

Потом еще можно попробовать банкротство. Но там нужно ждать и ….для ликвидации должника (пока из ЕГРЮЛа не уберут) – ВАС сказал, что можно списывать сразу, не дожидаясь этого.

Лучше ничего не делать – 3 года исковая давность – истекла, значит точно не вернуть – можно списывать.

Есть еще резерв – если заранее известно, что те или иные расходы будут понесены (в счет предстоящих резервов, долгов и т.п.)

Безнадежные долги.

МЫ продали акции на 3 млрд рублей. Но очень странный покупатель. Понял через 3 месяца, что ничего не получишь.

Длинный путь через банкротство.

Короткий путь – уравновесить доход сразу же начислением резерва. На 45 день – когда срок платежа по контракту прошел, а выручку мы не поручили – может резервировать как половину сумму долга. На 90 день – как сумму основного долга. Вот этот резерв – мы списываем как расход.

А что делать, если потом тебе заплатят тебе деньги? Восстанавливать резерв!

Получилось, что 3 млрд. в плюсе закрыли на 3 млрд. минусом. А потом мы снова приписали плюс 3 млрд = и снова появился доход, с которого нужно платить доходы.

Любые расходы делаться на прямые и косвенные.

Надо иметь в виду, что расходы по разному будут списываться.

05.11.2011 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: