Название | Время возникновения | Краткая характеристи- ка | Основные достоинства | Недостатки |
7. В чем должен проявиться творческий подход учителя при выборе форм обучения, форм организации обучения?
8. В чем проявляется значение вспомогательных организационных форм обучения (факультатива, внеклассной учебной работы) в педагогическом процессе?
9. Дополните:
1) чтобы домашнее задание для учащегося не оказалось непосильно сложным или, напротив, слишком легким, необходимо_________________________________….
2) домашнее задание будет выполнять развивающую функцию лишь в том случае, если____________________________________________________________…
3) выполнение домашнего задания учащимися будет успешным лишь в том случае, когда ____________________________________________________________…
4) Выбор определенного домашнего задания зависит от _____________________…
10. Почему урок является основной организационной формой обучения в школе?
11. Дайте определение понятия урока как формы организации обучения. Какими признаками характеризуется урок, которые отличают его от методов обучения?
|
|
12. Какие основные цели стоят перед каждым уроком?
13. Составьте таблицу «Основные типы уроков». От чего зависит определение и выбор типа урока? Дайте характеристику типов уроков, опишите их структуру.
14. Почему в конце 70-х годов CC века появились нестандартные уроки? В чем отличие нестандартного урока от уроков, представленных в традиционной классификации?
15. Каковы дидактические основы проведения нестандартного урока? Опишите один из нетрадиционных уроков по тематике избранной Вами специальности (материалами описания могут быть нестандартные уроки, на которых Вы присутствовали в школе, будучи учеником, либо информация из рекомендованной к лекции литературы).
16. В чем должен проявиться творческий подход учителя при выборе типа проводимого урока, при его подготовке и проведении?
17. Каковы пути повышения эффективности урока в современной школе?
18. Прочитайте приведенный отрывок из книги В. Порудоминского «Пирогов» (-М.: Молодая гвардия, 1969 г. – С. 215 – 216) и ответьте на предлагаемые вопросы.
«16 августа молодой, только что назначенный учитель Бобровский давал первый в своей жизни урок. По дороге в класс он сорвал на гимназическом дворе несколько растений, чтобы рассказать о них ученикам. Едва Бобровский начал говорить, дверь отворилась, и в классе появился незнакомый человек. Странное на нем было платье – не то длиннополый и не в меру широкий сюртук, не то халат, не то пальто. Запыленные сапоги и простецкий картуз.
Человек сказал:
- Я попечитель учебного округа. Продолжайте.
|
|
И уселся на первую парту.
Бобровский хотел продолжать – не смог. Смутился, растерялся, позабыл, что говорить.
Попечитель подошел к нему, взял из его рук сорванную у забора лебеду:
- Вы хотели рассказать детям об этом растении?
И вот он уже идет между партами, показывает ученикам лебеду, спрашивает о форме листьев, их расположении, о стебле, о корне. Нанизывает один вопрос на другой и всякий ответ завершает новым решительным «почему?». Ребята оживились. Некогда зевать со скуки, разглядывать в окно привычный гимназический двор. Думать надо. Самим доходить до сути. Позабыв про важный чин его превосходительства, ученики вскакивали с мест, дружно выкрикивали ответы, спорили. Обыкновенная лебеда, сто раз виденная, стала вдруг непростой, интересной штукой.
Гимназисты потом все спрашивали:
- Когда еще попечитель придет?
Для начинающего учителя Бобровского первый урок стал уроком на всю жизнь…»
Вопросы:
- Как Вы считаете, почему молодому учителю первый урок запомнился на всю жизнь?
- Подумайте, каким образом удалось Н.И. Пирогову активизировать учащихся и нацелить их на решение познавательных задач?
- Какие методы и приемы обучения использовал Н.И. Пирогов на уроке?
- К какому типу, на Ваш взгляд, можно отнести описанный В.И. Порудоминским урок?
- Как вы думаете, в чем состоят типичные ошибки в проведении уроков начинающих учителей?
19. Посетите в школе 2 – 3 урока по предметам Вашей специальности, определите в каждом из этих уроков его тип, элементы структуры, реализацию принципов обучения и использование различных форм обучения учащихся.
Литература:
1. Бабанский, Ю.К. Формы организации обучения // Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – С. 419 – 440.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемы совершенствования урока / Ю.К. Бабанский // Народное образование. – 1979. - № 4.
3. Бондаренко, С.Н. Урок – творчество учителя / С.Н. Бондаренко. – М.: Знание, 1974.
4. Древелов, Х. И. Домашние задания: Книга для учителя: Пер. с нем. / Х.Древелов и др. – М., 1989.
5. Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах). Век CC. Оценки и отметки. Пер. с нем. / У. Древс, Э. Фурман. – М.: Просвещение, 1984. – С. 5 – 62.
6. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса / В.К. Дьяченко. – М., 1989.
7. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. Под ред. П.И. Пидкасистого / Ю.Б. Зотов. – М., 1984.
8. Ермова, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура) / А.П. Ермова, В.М. Букатов. – Москва, – Воронеж, 1995.
9. Ильина, Т.А. Формы организации обучения // Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – С.347 – 368.
10. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. – М., 1980.
11. Коджаспирова, Г.М. Урок как основная форма организации учебного процесса // Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – С. 271 – 280.
12. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М., 1985.
13. Коротов, В.М. Идущему на первые уроки / В.М. Коротов. – М., 1971.
14. Культура современного урока. / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Роспедагентство, 1997.
15. Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке / Х.И. Лиймитес. – М.: Знание, 1975.
16. Лихачев, Б.Т. Типы и структуры урока и других форм познавательной деятельности // Педагогика: Курс лекций / Учеб пособие для студентов педагог. Учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2000. – С.425 – 437.
17. Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации // Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 13 – 34.
|
|
18. Махмутов, М.И. Современный урок. –2-е изд. / М.И. Махмутов.– М., 1981.
19. Оконь, В. Введение в общую дидактику. / Пер. с польск. Л.К. Кашкуревича, Н.Г. Горина / В. Оконь. – М.: Высшая школа, 1990.
20. Онищук, В.А. Урок в современной школе. – 2-е изд. / В.А. Онищук. – М., 1986.
21. Охитина, Л.Т. Психологические основы урока / Л.Т. Охитина. – М.: Просвещение, 1977.
22. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М.: Роспедагентство, 1998.
23. Подласый, И.П. Формы организации обучения // Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – С. 226 – 233.
24. Подласый, И.П. Вспомогательные формы обучения // Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 235 – 238.
25. Прокопьев, И.И. Формы и организация обучения // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 316 – 343.
26. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1971.
27. Сластенин, В.А. Урок – основная форма организации педагогического процесса // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С. 281 – 287.
28. Сластенин, В.А. Урок – основная форма организации педагогического процесса // Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 340 – 346.
29. Ушинский, К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. / К.Д. Ушинский. – М., 1988. Т. 1.
30. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. – М., 1988.
31. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И.М. Чередов. – М., 1987.
|
|
32. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С.Д. Шевченко. – М., 1991.
33. Харламов, И.Ф. Урок как основная форма обучения в советской школе // Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 243 – 273.
34. Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. – 3-е изд. / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985.
35. Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев. – М.: Просвещение, 1970.