Атомистический материализм Демокрита

Лекция 4. Философия Древней Греции: милетская и эллейская школы, Гераклит и Демокрит.

1. Начала философии: милетская школа, Гераклит.

Представители милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины всего сущего – "архэ". Первым поставил вопрос об архэ Фалес Милетский (625–547 г до н.э.). По Фалесу–такой первопричиной является вода. Вода – это то из чего все проистекает, и все в неё возвращается. Безусловно, Фалес понимал, что вода обладает определённым и конечным набором свойств, мир же намного разнообразнее, поэтому предложил понимать под водой как основой мира некую вездесущую и абстрактную субстанцию, обобщив все многообразие мира в некое единство, тем самым совершив переворот в мировоззрении общества. Преемник Фалеса Анаксимандр (около 610 – 540 до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон – неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части изменяются, основание же остается неизменным. Она недоступна чувственному восприятию, но постижима с помощью разума. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Согласно Анаксимену (ок. 585 – 525 до н.э.) все вещи возникли из воздуха посредством его сгущения и разряжения. Можно сказать, что мыслители милетской школы были монистами и рассматривали в качестве первоначала конкретные явления природы

Гераклит (ок. 530 – 470 до н.э.) был наивным материалистом, продолжателем философии милетцев, хотя и отличавшимся от них тем, что для него было главным не то из чего единый мир сделан, а то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака мира, он выделил свойство – изменчивость, символом которой становится огонь – образ вечного движения. Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать? Получается, что ничего нет, все лишь становится. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, называемую вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны».

Демокритом (460-370 до н.э.) развивалась идея о том, что в основе бесконечного многообразия мира лежит бесконечное число элементов (атомов).

Атомы вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются, они способны двигаться самостоятельно. Атомы отделены друг от друга пустотой, которая по Демокриту является небытием. Соединения атомов образуют все многообразие при­роды, которое зависит от разных типов взаимодействий между атомами. Человек –отличается от других существ наличием души, состоящей из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.

Эллейская школа ставила перед собой цель объяснить единство и целостность мира без участия движения и какого-либо развития.

Ксенофан (около 565 – 473 до н.э.) основатель эллейской школы. стоял во главе скептиков (ничего нельзя знать достоверно)! Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость. Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно – Бог. Бог – это центр бытия, это само бытие, Единое, недвижимое. В центре учения Парменида (конец VII–VI в. до н.э.) – неизменная, непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Поскольку свободного пространства внутри мирового шара нет, движение в мире отсутствует, оно нам только кажется. Его система миропонимания основывается на следующих утверждениях: 1. Есть только бытие, небытия нет (поскольку все наши мысли – это мысли о существующем, несуществующее невозможно себе представить). 2. Если мы всё-таки представим себе небытие, то оно тем самым уже будет существовать, то есть будет бытием. Зенон Элейский (около 490–430 до н.э.) – ученик и последователь Парменида рассматривал пространство как сумму конечных отрезков (в рамках единого и неподвижного бытия) и противопоставляет ему бесконечную непрерывность времени. Его идеи сформулированы в т.н. апориях – логическо-диалектических загадках. Ахиллес никогда не догонит черепаху, так как она всякий раз будет проходить 1/10 пройденного им расстояния. Стрела, выпущенная из лука, в каждый момент времени неподвижна. Значит, сумма её положений в пространстве указывает на её абсолютную неподвижность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: