Процесс создания международных транспортных организаций начался в конце XIX века, развивался он достаточно активно.
История становления международных транспортных организаций
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – 1944 г., Международная автодорожная федерация – 1948 г.,
Международная морская организация (ИМО) – 1949 г.,
Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств – 1957 г. и другие.
В начале 60-х годов XX века начался активный процесс создания региональных международных транспортных организаций. В качестве примера можно назвать такие организации, как Ассоциация дальневосточных авиакомпаний – 1966 г., Арабский совет гражданской авиации – 1967 г., Восточно-Африканская железнодорожная корпорация – 1969 г., Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК) – 1975 г., Ассоциация авиакомпаний Европейского сообщества – 1980 г. и многие другие. Вполне понятно, что их деятельность ограничивается рамками соответствующих регионов.
|
|
Предпосылки:
1. Завершение промышленного переворота, индустриализация европейских государств.
2. Усложнение внешней торговли
3. Транспортная революция – Изменение условийперевозки грузов и пассажиров (появление ж.д., автомобильного, авиационного странспорта)
Отсюда необходимость координации, регулирования. Взаимодействия, облегчения формальностей и унификация процедур
К началу ХХ века – сложились нормы морского права. Пример – учебник морского торгового законоведения
Формирование первых организаций в сфере транспорта относится к 80-90 гг. XIX века.
Практика регулирования морского торгового мореплавания насчитывает более 100 лет. Сегодня в мире более 100различных организаций, координирующих сотрудничество в области транспорта
1884 Первая международная Конвенция по охране подводных телеграфных кабелей, подписанная в Париже 29 странами, включая Российскую империю, Вступила в силу 1 мая 1888 г. – устанавливала порядок проведения работ по укладке и ремонту кабелей, судебных разбирательств и наказаний для нарушивших работу кабеля.
1910 - Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов, заключенная в Брюсселе, (17 статей). Особый интерес в данной Конвенции представляют ст. 6 и 7, непосредственно касающиеся исков о возмещении убытков вследствие столкновения судов. Согласно данной Конвенции иск о возмещении убытков возникает вследствие столкновения и не зависит ни от совершения протеста, ни от какой-либо иной формальности. В отношении ответственности за столкновение не допускаются никакие законные предположения о неправильных действиях.
|
|
Тогда же (1910 г.) в Брюсселе представителями 26 государств подписана Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море. Спасание и оказание помощи представляют собой услуги, и не принимается в расчет, в каких водах эти услуги оказаны. Всякий факт оказания помощи или спасания, имевший полезные последствия, дает право на справедливое вознаграждение. В ст. 18 данной Конвенции говорится об обязанностях капитанов обоих судов по оказанию помощи друг другу в случае столкновения судов. Капитаны равным образом обязаны сообщить другому судну название и порт приписки своего корабля, как и те места, откуда идет и куда направляется. Собственник судна не отвечает за нарушение предшествующих постановлений.
В 1921 г. в Барселоне 30 стран подписали Декларацию о признании права на флаг за государствами, не имеющими морского побережья. Государства, подписавшие Декларацию, признают флаг судов всякого государства, не имеющего морского побережья, если эти суда зарегистрированы в едином определенном месте, расположенном на его территории и являющемся для этих судов портом регистрации. В 1935 г. к этой Декларации присоединился СССР.
1922 г. – в Брюсселе – прошла Международная конференция по морскому праву В 1924 г. вступила в силу Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила). Государства, ратифицировавшие эту Конвенцию, впоследствии включили ее положения в национальное право. Изменения и дополнения внесены в Конвенцию в 1971 г. (правила переименованы в Гаагско-Висбийские). В Брюссельской конвенции участвуют более 70 государств.
В 1926 г. в Париже более 62 стран, в том числе СССР, подписали Международную санитарную конвенцию. В Конвенцию включено Предварительное постановление, в котором стороны дали определения таким понятиям, как «округ», «обсервация», «наблюдение», «экипаж». Конвенция состоит из трех отделов, подразделяющихся на главы и разделы. Всего в Конвенцию включено 162 статьи. В первом отделе рассматриваются общие положения — правила, подлежащие соблюдению правительствами стран — участников данной Конвенции с момента появления на территории чумы, холеры, желтой лихорадки и «других заразных заболеваний». Во втором отделе рассматриваются специальные постановления для Суэцкого канала и соседних стран. Третий отдел включает в себя специальные постановления относительно паломничества.
Организация Объединенных Наций внесла решающий вклад в регламентацию деятельности государств и других субъектов международного права в Мировом океане.
По поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права (КМП) в 1949 г. определила проблемы, по которым считала необходимой и возможной модификацию действующего права. В этот перечень вошли режим открытого моря и режим территориальных вод.
Результаты работы КМП рассматривались на Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 г. Участники Конференции одобрили четыре конвенции, две из которых имеют непосредственное отношение к морскому судоходству: Конвенция об открытом море и Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне.
В соответствии с положениями этих конвенций морской пояс, расположенный вдоль берега и за пределами внутренних морских вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства.
В связи с произошедшими изменениями политического, экономического и научно-технического характера, а также с необходимостью решения неурегулированных ранее проблем Генеральная Ассамблея ООН в 1970 г. приняла резолюцию о созыве Третьей конференции ООН по морскому праву. В резолюции определен круг проблем, которые поручалось разрешить Конференции в ходе ее работы.
|
|
1978 г Особый интерес представляет Конвенция ООН о морской перевозке грузов., подписанная 43 странами и состоящая из семи частей, и принятые ею Гамбургские правила.
Конвенция ООН по морскому праву из 320 статей и девяти приложений, подписанная представителями 117 государств в 1982 г., является единым всеобъемлющим международно-правовым документом, регламентирующим основные вопросы деятельности в водах Мирового океана, на морском дне и в его недрах.
Сейчас на морском транспорте действуют –
- Международная конвенция для унификации некоторых пра
вил о коносаменте (Гаагские правила), подписанная в Брюсселе
в 1924 г.; Протокол изменений, вносимых в Брюссельскую кон
венцию (Гаагско-Висбийские правила), вступивший в силу в 1971 г.
В Брюссельской конвенции участвуют более 70 государств;
Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские
правила) 1978 г., принятая 43 странами, вступила в силу в 1992 г.
Среди участников нет крупных морских держав;
Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их ба
гажа 1974 г. Российская Федерация является участницей этой Кон
венции.