Уже с конца XIX в. международной водной магистралью считается р. Рейн.
1815 г. – для выработки общих правил свободного судоходства по Рейну и его притокам учреждена Центральная комиссия судоходства по Рейну (ЦКСР) — Central Commission for Navigation on the Rhine1.
1831 г. – подписана разработанная через 16 лет деятельности ЦКСР Конвенция о судоходстве по Рейну,
1868 г. государства — члены Конвенции подписали в Мангейме новую Конвенцию о судоходстве по Рейну.
1992 г. - открыт для эксплуатации Трансъевропейский водный путь Рейн — Майн—Дунай, и в этом же году между Германией и Украиной было заключено Соглашение о взаимном пользовании внутренними водными путями.
Центральная комиссия судоходства по Рейну — орган, координирующий национальную политику прибрежных государств в области судоходства по Рейну, устанавливающий единые правила, касающиеся этого судоходства, выполняющий функции апелляционного суда в отношении решений национальных судов по делам национального судоходства. В настоящее время членами ЦКСР являются Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Германия и Швейцария.
За время своей деятельности ЦКСР разработала ряд мер с целью предотвращения острой конкурентной борьбы между судовладельцами, гарантии судовладельцам устойчивых доходов и увеличения судоходства по Рейну. Комиссия прямо или косвенно способствовала заключению многих соглашений между рейнскими судовладельцами о единой политике фрахта судов. Некоторые из этих соглашений устанавливали единые ставки фрахта на отдельные категории грузов, другие распределили все грузовые перевозки по Рейну между отдельными участниками Соглашения. К наиболее известным соглашениям такого рода относятся
Дуйсбургская фрахтовая конвенция 1951,
Рейнфельдская швейцарская конвенция 1954 г.;
Страсбургская конвенция 1955 г.;
Конвенция по перевозкам зерновых грузов 1955 г.;
«Танкпул» 1955 г.,
«Кеттвичер-пул» 1956 г. и др.
Таким образом, исторически в Европе сложились две системы международных внутренних водных путей — Дунайская и Рейнская. Возникла острая необходимость унифицировать или хотя бы согласовать основные правила организации перевозок по этим системам. Такая работа проведена в рамках группы экспертов по речному праву Комиссии внутреннего транспорта Европейской экономическойкомиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН).
1956 - началась деятельность ЕЭК ООН в области внутреннего водного транспорта и уже в тот период распространилась практически на все сферы, представляющие интерес для европейских стран, имеющих внутренние водные пути. Сюда относятся правила плавания и сигнализации на внутренних водных путях, шкалы осадок, грузовые мерки, правовые вопросы, связанные с внутренним судоходством, конструкции судов, предотвращение загрязнения и т.п. Необходимость проведения работ по унификации основных положений в области внутренних водных путей диктовалась различными условиями, существовавшими на отдельных речных бассейнах Европы, и перспективой их соединения. В связи с этим возникла насущная потребность в разработке унифицированных характеристик водных путей, предназначенных для движения по ним судов.
Уже более 40 лет в рамках ЕЭК ООН и КВТ ЕЭК ООН разрабатываются Европейские правила судоходства по внутренним водным путям.
На сегодняшний день рассмотрено и принято 37 резолюций и шесть конвенций. Тем самым постепенно создается Единая общеевропейская речная транспортная система, открывающая возможности равноправного использования всеми европейскими странами в интересах расширения международной торговли. Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП), подписанное 17 государствами, определило согласованный план развития и строительства сети внутренних водных путей международного значения на основе согласованных параметров инфраструктуры и эксплуатационных параметров. Данным Соглашением к разряду магистральных водных путей отнесены, в частности, следующие направления:
· Е 50 — Санкт-Петербург — Астрахань;
- Е 60 — от Гибралтара до Санкт-Петербурга, далее по Волго-
Балтийскому и Беломоро-Балтийскому каналам вдоль побережья
Белого моря до Архангельска;
Е 90 — от Гибралтара до Ростова, через Волгоград до Астрахани.
Исходя из норм Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения модернизация путей для целей плавания на них судов типа «река —море» должна быть такой, чтобы, когда это возможно и экономически целесообразно, обеспечить использование самоходных судов класса «Уа» и «УШ».
Для решения правовых вопросов судоходства по внутренним водным путям организована Группа экспертов по речному праву. При непосредственном участии этой Группы и под ее руководством разработаны конвенции в области внутреннего судоходства: Конвенция регистрации судов, Конвенция об обмере судов внутреннего плавания и др.
Важной областью деятельности Рабочей группы по внутреннему водному транспорту является рассмотрение проблемы защиты водных путей от загрязнения судами внутреннего плавания. При непосредственном участии этой Группы и под ее руководством разработан ряд конвенций в области внутреннего судоходства, затрагивающих широкий спектр вопросов:
Конвенция об унификации некоторых правил относительно
ответственности, вытекающей из столкновений судов внутренне
го плавания 1960 г. (вступила в силу в 1966 г.) позволяет регули
ровать имущественные последствия одного из самых серьезных
происшествий в судоходстве — столкновения судов;
Конвенция об ограничении ответственности собственников
судов внутреннего плавания 1973 г. определяет пределы ответствен
ности в случае причинения вреда в ходе перевозки внутренним
водным транспортом;
Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров
и багажа по внутренним водным путям 1976 г. касается наиболее
существенных моментов отношений между перевозчиком и пас
сажирами и устанавливает пределы ответственности перевозчика
за ущерб, возникающий в случае смерти, телесных повреждений
или нанесения другого вреда здоровью пассажиров.
В рамках Группы экспертов по речному праву ведется работа по подготовке новых конвенций в области внутреннего судоходства. К важнейшим из них относится проект Конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КДГВ). Работа над указанным проектом ведется уже в течение многих лет в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) по полномочиям КВТ ЕЭК ООН. В качестве компромиссного предложения рассматривается применение Гамбургских правил 1978 г., т. е. распространение на перевозки внутренним водным транспортом морского законодательства.
Железнодорожный транспорт:
1885 г. - Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК) — International Railway Congress Association (IRCA)1, основанная в Брюсселе. Цель ассоциации — содействие развитию железнодорожного транспорта, его техническому прогрессу, развитие научно-исследовательской работы, проведение конгрессов и других взаимных встреч членов МАЖК. В ассоциацию входят 27 правительств, 14 организаций и 94 железнодорожные администрации.
1890 г., Берн - Одним из первых международных соглашений, регламентирующих перевозки по железным дорогам, была Международная конвенция по перевозкам грузов по железным дорогам, заключенная европейскими правительствами и являющаяся основой правового регулирования коммерческой деятельности при международных железнодорожных перевозках.
1902 г. – была создана первая международная транспортная организация - Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ) — International Railway Transport Committee (CIT)2 (штаб-квартира- Берн). Со временем ее ФУНКЦИИ усложнились – из организации, регулирующей один вид транспорта она превратилась в организацию – объединяющую железнодородные администрации, организацииавтомоб. Тр-та и судоходные организации 31страны Европы. Сейчас – более 300 членов
1914 г. в развитие этой Конвенции в 1914 г. была подписана транспортная Конвенция о международной торговле (CIM), которая представляла собой свод основных правил перевозки для железных дорог Европы. Впоследствии Конвенция CIM многократно пересматривалась и дополнялась.
В настоящее время действует единая Конвенция о международных железнодорожных перевозках (COTIF) (в ред. 1980 г.), содержащая объединенный текст Бернских конвенций. Участниками Бернских конвенций являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран, однако Россия и страны СНГ не входят в их число.
Основная цель СIM-COTIF — создание единообразной правовой системы, применяемой к перевозкам пассажиров, багажа и грузов в прямом международном сообщении между государствами
1922 г. по решению Международной экономической конференции в Генуе создан Международный союз железных дорог (МСЖД) — International Union of Railways (UIC) (Штаб-квартира в Париже).
Его цель - улучшение условий строительства и функционирования железных дорог, занятых перевозками в международных сообщениях, координация и стандартизация основной деятельности родственных международных организаций, связь с национальными железнодорожными администрациями.
Членами МСЖД могут быть железнодорожные администрации, в ведении которых находится не менее 1 000 км железнодорожных линий, официально открытых для пассажирского и грузового сообщения. Российские железные дороги не являются членом МСЖД.
В 1950 г. Экономический и Социальный Совет ООН присвоил МСЖД «статус В», что означает право представителей Союза присутствовать на сессиях различных органов ООН, включая Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН), с правом совещательного голоса.