· 2) распределения главным экспертом между членами сформированной экспертной комиссии определенных обязанностей по проведению аккредитации;
· 3) проведения анализа организации, осуществляющей аккредитацию;
· 4) организации и проведении в органе, осуществляющем аккредитацию, или испытательной лаборатории экспертизы по специальным и общим вопросам;
· 5) составления и оформления отчета по проведенной экспертизе членами сформированной экспертной комиссии. Процедура принятия решения по проведенной аккредитации состоит из следующего.
· 1. Руководитель органа по проведению аккредитации и представители секторных комитетов, входящие в состав сформированной экспертной комиссии, проводят проверку отчета по результатам проведенной экспертизы и принимают решение об отклонении или утверждении решения комиссии, осуществляющей экспертизу.
· 2. При положительном решении комиссии выдается аттестат аккредитации с указанием области сертификации или испытаний и сроком действия аттестата.
· 3. Включение аккредитованного органа по проведению сертификации или испытательной лаборатории в реестр.
· Процедура проведения инспекционного контроля осуществляется органом по проведению аккредитации и заключается в контроле за выполнением нормативных требований выполнения работ по аккредитации на всем протяжении срока действия аттестатов.
· Контроль проводится один раз в год на основании подписанного договора и оплачивается самим заявителем.
· На основании нормативных требований орган по проведению аккредитации должен:
· 1) иметь независимую от влияния извне организационную структуру, материально заинтересованную в результате проведения аккредитации и защищенную от давления или других действий, способных повлиять на непредвзятость выполненной работы;
· 2) иметь соответствующие соглашения, дающие право на привлечение независимых специалистов по проведению экспертизы в качестве консультантов по технологическим вопросам.
· В состав штатной группы по проведению аккредитации входят руководитель, эксперт, эксперт, отвечающий за качество, секретарь, бухгалтер, эксперты со стороны (в случае необходимости).
· Перечень необходимой нормативной документации по проведению аккредитации:
· 1) внутренняя нормативная документация органа по проведению аккредитации;
· 2) общая нормативная документация с установленными правилами по проведению аккредитации;
· 3) достоверная информация об органе, осуществляющем аккредитацию и сведения о его деятельности. Руководство по качеству содержит разделы:
· 1) указания направления политики в проблеме обеспечения качества;
· 2) схему организационной структуры органа по проведению аккредитации;
· 3) функции и задачи сотрудников, обеспечивающих качество;
· 4) общие вопросы обеспечения качества;
· 5) вопросы поэтапного обеспечения качества в процессе выполнения работ по аккредитации;
· 6) взаимодействие и корректировка возникающих расхождений;
· 7) порядок рассмотрения спорных вопросов, апелляций и претензий.
· Руководство по обеспечению качества должно быть доступным и использоваться всем персоналом органа по проведению аккредитации.
· 12. Финансирование работ по сертификации
· Обязательное государственное финансирование распространяется на:
· 1) непосредственную разработку прогнозов в области сертификации;
· 2) разработку правил и рекомендаций по проведению процедуры сертификации;
· 3) обеспечение необходимой официальной информацией в сфере сертификации;
· 4) участие в работах международных или региональных организаций по проведению процедуры сертификации;
· 5) организацию по проведению работ с зарубежными государственными органами по осуществлению сертификации;
· 6) участие в разработке или разработку международных или региональных рекомендаций и правил по проведению процедуры сертификации;
· 7) разработку в области проведения сертификации проектов законодательной власти;
· 8) проведение научно—исследовательской или какой—либо другой работы по проведению сертификации, имеющей общественный интерес;
· 9) организацию и проведение государственного надзора и контроля за соответствием правил по процедуре сертификации и за продукцией, прошедшей сертификацию;
· 10) составление и ведение Государственного реестра по аккредитации и сертификации;
· 11) обеспечение хранения архивных материалов по государственной регистрации знаков соответствия и систем сертификации;
· 12) организацию и проведение других работ по выполнению обязательной сертификации, обозначенных законодательством Российской Федерации.
· Оплата за проведение работ по выполнению обязательной сертификации данной конкретной продукции должна производиться в порядке, определенном органами Федеральной исполнительной власти в сфере проведения работ по сертификации России и органами Федеральной исполнительной власти в сфере финансов. Финансовые затраты, использованные на проведение процедуры обязательной сертификации своей продукции, включаются в ее себестоимость.
· 13. Сертификация импортной продукции
· В целях безопасности потребителя проводится обязательная сертификация как отечественной, так и импортной продукции. Сертификация продукции, импортируемой в Россию, проводится не только с целью обеспечения безопасности потребителя, но и в связи с увеличением поступления импортной продукции на внутренний рынок Российской Федерации.
· Продукция, поступающая на рынок России и подлежащая обязательной сертификации согласно Закону РФ, должна отвечать необходимым требованиям систем сертификации России.
· На основании Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» в контрактах или договорах на поставку продукции в РФ, предусмотренной сертификации, должны быть в наличии сертификат и знак соответствия, удостоверяющие ее соответствие необходимым нормативным требованиям.
· Товары, ввозимые на территорию России владельцем, не подлежат сертификации в случае их личного использования.
· Товары, на которые необходимо подтверждение безопасности, при ввозе на российскую территорию кодируются по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). При ввозе в Россию автотранспортного средства оформляется сертификат соответствия «Одобрение типа транспортного средства».
· Сертификат или свидетельство о его признании предоставляют в таможенный орган вместе с грузовыми таможенными декларациями и составляют пакет документов, необходимых для оформления и получения на ввоз товаров на территорию России.
· Госстандарт совместно с Государственным таможенным комитетом (ГТК) установил перечень товаров, для которых необходимо подтверждение безопасности при ввозе в РФ Наряду с этим ГТК России предусмотрен вариант ввоза в Россию образцов и проб в целях осуществления их испытаний и сертификации.
· Отдельные виды импортной продукции должны иметь подтверждение о соответствии специфическим нормам и требованиям безопасности (гигиенические, ветеринарные и т. д.)
· При ввозе товара на территорию России, подлежащего обязательной сертификации, вместе с документами, необходимыми для таможенного оформления, предоставляется таможенная декларация и копия сертификата.
· Скоропортящиеся товары проходят таможенное оформление и сертификацию вне очереди.
· Товары, поступающие на внутренний рынок России, проходят таможенный контроль и подтверждение их безопасности с помощь:
· 1) подтверждения иностранного сертификата;
· 2) проведения сертификационного испытания. Подтверждение иностранных сертификатов осуществляет территориальный орган Госстандарта.
· Достигнутое соглашение о взаимных признаниях результата сертификации позволяет не сертифицировать импортные товары, ввозимые в Россию.
· Признанные органы по сертификации:
· 1) Дин ГОСТ ТЮФ – общество по сертификации в Европе;
· 2) венгерская фирма «Метрконтроль»;
· 3) швейцарская фирма SGS (или СЖС) и т. д.
· Эти органы классифицируются по видам аккредитаций и месторасположением:
· 1) располагаются на территории Российской Федерации и аккредитованы Системой сертификации ГОСТ Р;
· 2) располагаются за рубежом и аккредитованы Госстандартом России или представительствами Госстандарта за пределами России в Системе сертификации ГОСТ Р;
· 3) располагаются за рубежом и аккредитованы в зарубежных национальных системах сертификации и проверены Госстандартом России;
· 4) располагаются в России или за рубежом и аккредитованы системой сертификации;
· 5) аккредитованы в соответствии с процедурами и правилами, утвержденными в восьми странах – членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.
· Товары, ввозимые на территорию России, проходят сертификацию до их поставки в Российскую Федерацию. Протоколы испытаний, проводимых в зарубежных лабораториях, являются основанием для оформления и получения сертификата при условии, что испытательная лаборатория аккредитована Госстандартом и занесена в Реестр системы по проведению процедуры сертификации ГОСТ Р.
· Товары, подлежащие сертификации для ввоза на территорию России, должны иметь сведения о нем (этикетки, инструкции и т. д.), написанные на русском языке.
· Импортные товары, не подтвержденные сертификатом на безопасность, через таможню не пропускается.
· 14. Номенклатура сертифицированных услуг (работ) и порядок их сертификации
· Оказание услуг – это широко распространенная деятельность, которая осуществляет удовлетворение потребностей клиентов путем выполнения определенных услуг, необходимых людям, организациям или социальным группам.
· Простейшие услуги – оказание помощи в повседневных вопросах не требующие специальной подготовки и знаний.
· Сложные услуги – оказание дорогостоящей помощи квалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и навыками с использованием необходимого оборудования.
· Сертификация услуг включает в себя такие понятия, как услуга, потребность, деятельность.
· В области услуг состоят крупные секторы экономики:
· 1) транспорт;
· 2) финансы;
· 3) здравоохранение;
· 4) торговля;
· 5) наука;
· 6) спорт;
· 7) образование и т. д. Классификация услуг включает в себя:
· 1) бытовые услуги;
· 2) жилищно—коммунальные услуги;
· 3) правовые услуги;
· 4) услуги грузового и пассажирского транспорта, связи;
· 5) услуги системы образования, культуры, туристическо—экскурсионные услуги;
· 6) услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно—оздоровительные услуги.
· Номенклатура сертифицируемых услуг (работ). Постановлением Правительства РФ в перечень работ и услуг включены бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации:
· 1) услуги торговли и общественного питания;
· 2) химическая чистка и хранение;
· 3) услуги парикмахерских;
· 4) жилищно—коммунальные услуги (услуги гостиниц и других мест проживания);
· 5) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и бытовых машин;
· 6) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
· 7) транспортные услуги (услуги по перевозки пассажиров автомобильным транспортом);
· 8) туристические и экскурсионные услуги. Помимо существующих нормативных документов (ГОСТ, ГОСТР, СНиП, СанПиН), при выполнении процедуры сертификации услуг, состоящих в Перечне, применяют правила выполнения отдельного вида работ и оказания отдельного вида услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ. К ним относится:
· 1) правила продажи отдельных видов товаров;
· 2) правила оказания услуг общественного питания;
· 3) основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и др. Работа по проведению сертификации услуг производится в той же последовательности, что и при сертификации продукции, и состоит из шести этапов.
· 1. Оформление и подача заявки на проведение сертификации услуг.
· 2. Рассмотрение заявки и принятие решения о проведении сертификации услуги.
· 3. Оценка необходимого соответствия услуг и работ установленному требованию.
· 4. Принятие окончательного решения о выдачи сертификата.
· 5. Оформление и выдача сертификата и лицензии, дающей право на использование знака соответствия.
· 6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой или работой.
· При проведении сертификации услуг и работ используют семь схем.
· Схема 1. Качество и безопасность услуг зависят от исполнителя (экскурсовод, парикмахер, педагог и т. д.).
· Схема 2. Оценка процесса оказания услуг:
· 1) наличие нормативной документации;
· 2) методическое, метрологическое, информационное, организационное и другое обеспечение процесса оказания услуг;
· 3) стабильность и безопасность процесса;
· 4) квалификация и профессионализм рабочего и обслуживающего персонала;
· 5) безопасность реализованных товаров.
· Схема 3. Сертификация производственных услуг. Схема 4. Оценка организации – исполнителя услуг на соответствие государственным стандартам и правильности присвоения категории (разряд, тип, класс и т. д.).
· Схема 5. Сертификация наиболее опасных услуг и работ (пассажирские, медицинские и пр.) осуществляется по стандартам серии ИСО 9 000.
· Схема 6. Сертификация услуг и работ небольших предприятий.
· Схема 7. Сертификация исполнителя, имеющего систему качества.
· В качестве проверки результата услуги или работы проводят социологические опросы или используют экспертные методы.
· Для оценки материальных услуг (химчистка, ремонт и т. д.) используют инструментальный метод. В необходимом случае орган по сертификации имеет право на привлечение испытательной лаборатории.
· 15. Нормативная база сертификации
· Работы по проведению сертификации товаров и услуг выполняются на основании системы документов, которые носят обязательный характер (кроме рекомендаций).
· 1. Законодательные акты Российской Федерации
· В эту группу документов входят законы Российской Федерации:
· 1) Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»;
· 2) Закон РФ «О защите прав потребителя». На основании этих законов выполняется обязательная сертификация указанных в законодательных актах объектов (товаров, услуг, рабочих мест и т. д.), назначаются органы федеральной исполнительной власти, которые должны организовать работу по проведению процедуры сертификации этих объектов, создать необходимые системы по проведению процедуры сертификации, определить перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
· 2. Подзаконные акты – постановление Правительства Российской Федерации.
· Эта группа документов выполняет следующие функции:
· 1) разрабатывает и вводит в действие перечень товаров, услуг и работ, подлежащих сертификации;
· 2) устанавливают правила проведения процедуры сертификации по другим вопросам;
· 3) определяют регламент выполнения процедуры проведения сертификации по отдельным видам работ и услуг.
· 3. Основополагающие организационно—методические документы
· В эту группу входят документы, определяющие требования к организационным работам по проведению процедуры сертификации; участникам проведения процедуры сертификации; установлению единых принципов проведения процедуры сертификации.
· Основополагающие организационно—методические документы подразделяются на два уровня.
· 1) документы, действие которых осуществляется на национальном (государственном) уровне, и охватывающие все системы сертификации товаров и услуг;
· 2) документы, разработанные органами федеральной исполнительной власти и определяющие функции конкретной системы сертификации товаров и услуг.
· 4. Правила и порядки
· Это группа документов состоит из организационно—методических разработок, направленных на проведение процедуры сертификации однородных групп товаров и услуг («Услуги транспортных, пассажирские перевозки», Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и т. д.).
· 5. Перечни, номенклатуры и классификаторы
· Перечень – документ, обеспечивающий всех участников работ по проведению процедуры сертификации требуемыми сведениями о товарах и услугах, определенных для обязательной сертификации. Правительство Российской Федерации. Для продукции, импортируемой на территорию России и подлежащей проведению обязательной сертификации, Госстандартом и Государственным таможенным комитетом разработан и введен в действие Перечень товаров, требующих их подтверждение при ввозе на территорию РФ.
· На основании перечней, разработанных и утвержденных Правительством РФ, Госстандартом России совместно с Минздравом РФ и Госстроем, составляется номенклатура объектов. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих процедуре обязательной сертификации, предоставляет всем участвующим в сертификации сторонам сведения о нормативной документации и развернутой номенклатуре товаров и услуг, на базе которых проводится процедура сертификации.
· Правительством Российской Федерации установлены Перечни продукции (товаров и услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.
· В работе по проведению процедуры сертификации товаров и услуг используют:
· 1) Общероссийский классификатор продукции (ОКП) – обозначает и идентифицирует товар помощью 6–разрядного кода;
· 2) Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) – обозначает и идентифицирует работу и услугу с помощью 6–разрядного кода;
· 3) Товарная номенклатура внешней экономической деятельности – международный классификатор, обозначающий и идентифицирующий импортную и экспортную продукции с помощью 9–разрядного кода.
· 6. Рекомендательные документы
· Определяют и развивают вопросы, относящиеся к организации процедуры сертификации, выбора методов и форм, повышающих эффективность работы всех специалистов участвующих в процессе.
· 7. Справочные информационные материалы
· Эта группа документов содержит полную информацию о зарегистрированных в Госстрое:
· 1) продукциях;
· 2) системах сертификации;
· 3) органах по сертификации;
· 4) испытательных лабораториях;
· 5) экспертах.
· 16. Правовое регулирование маркированной продукции
· Маркировка какой—либо продукции регламентируется Госстандартом или техническими условиями (ТУ). Маркировка продукции может быть: торговой, производственной, транспортной, специальной и пр. Общие требования к маркировке продукции: доступность, достоверность, достаточность.
· Маркировка продукции производится при помощи знака соответствия Госстандартом, представляющего собой зарегистрированный в определенном порядке знак, подтверждающий соответствие продукции основным нормативным требованиям.
· Знак маркировки продукции устанавливается организациями, лицензированными Госстандартом Российской Федерации. Организации, имеющие лицензии, а также услуги и продукция, получившие маркировку, заносятся в специальный Государственный реестр.
· Неправильная маркировка или ее отсутствие может обернуться для руководителей организаций уголовной или административной ответственностью.