Стандартизированные диагностические методики, адаптированные для работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Методика «Коробка форм»

Направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике воз­никают трудности, связанные с восприятием глубины и объем­ности, следует предварительно проанализировать вместе с ре­бенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микрокоординации движений. Психо­лог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы.

Методики «Пирамидка» и «Мисочки»

Направлены на определение сформированности предметных действий и представлений о величине.

При выполнении предметных действий у детей с нарушения­ми зрения может страдать точность и координированность движе­ний, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать пред­меты в сериационном ряду.

Методика «Разрезные картинки»

Направлена на выявление уровня зрительного синтеза и про­странственного восприятия.

При выполнении теста следует сначала проанализировать це­лостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответству­ющего образа и на разрезной картинке.

Методика «Конструирование по образцу»

В этой методике должны быть четко выделены различия в трех характеристиках строительных деталей: цвете, отличающейся друг от друга поверхности, а также в форме предъявления — на конт­растном фоне так, чтобы ребенок мог выделить места сочленения деталей.

Методика «Свободный рисунок»

Выявляется уровень сформированности представлений об окру­жающем, уровень владения техникой рисования и развитие мел­кой моторики.

Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цвет­ные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более конт­растными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, чер­ный, коричневый). Слепые используют прибор Н. В. Клушиной.

Методика «Рисунок человека»

Результаты, полученные по этой методике, должны быть соот­несены с другими тестами, направленными на выявление сфор­мированности представления об образе человека.

Методика «Дорисовывание фигур»

Эта методика может показать не только уровень развития вооб­ражения и способность создавать оригинальные образы, но и про­белы в формировании реальных образов, связанных с нарушени­ями зрения.

При обследовании могут быть использованы стандартизиро­ванные диагностические методики для определения уровня ум­ственного развития и учебной деятельности детей с нарушениями зрения. Однако это возможно лишь при наличии условий, позво­ляющих детям решать эти задания, а именно, при адаптации ма­териала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям детей с нарушениями зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: