Взаимоотношение личности и общества

Важнейшим процессом, формирующим и определяющим личность, является социализация. Общество постоянно создает и воссоздает специальные социальные институты, в которых совершается становление и функционирование человеческой личности. Эти институты: государство, система образования, брак, армия и т.д. - различны по своим задачам, структуре и способам деятельности, но все они созданы социумом для своего развития и для воспроизводства человека. Процесс социализации условно можно разделить на личностное, внутреннее самоопределение, включающее в себя поиск идентичности или решение вопроса: «кто я такой?», и внешнее социальное самоопределение как поиск своего места в социальной реальности. Социализация протекает через всю жизнь человека и тесно связана с возрастными и половыми жизненными циклами, т.е. она включает в себя усвоение социальных правил, поиск и утверждение себя в социальной роли, в результате чего личность превращается из объекта социальной защиты и воспитания в субъект социального действия и сама оказывается способной творить и изменять социальные нормы и образцы поведения.

Можно утверждать, что как общество определяется типом или типами личности, его составляющими и им культивируемыми, так и личность обусловливается характером общества, в котором живет и развивается. Понятие социальной идентичности выражает тот факт, что каждая личность, во-первых, знает свое место в социальной реальности, соответствующее ее полу, возрасту, статусу, возможностям и способностям; во-вторых, она имеет представление, сформированное через соответствующие социальные институты, о задачах, которые ей предстоит решать на этом месте. Социальные институты, нормы и правила поведения регламентируют ее социальную деятельность и сознание. Определив свое социальное «Я», человек формирует представление о том, каким он хочет и должен быть на этом месте. Таким образом, социальная идентичность означает определение своего места и роли в социальной реальности, своих социальных функций, соответствующих этим месту и роли, а также своих социальных притязаний, выраженных в социальном идеале. Социальная самоидентификация индивида осуществляется в процессе приобщения к определенной группе. Общество представляет собой целостную систему, обладающую иерархической, динамической структурой, а социальная стратификация и социальная мобильность, в свою очередь, предстают как модели возможных личностных ролей, типов и вариантов поведения.

В обществе всегда есть некое понятие нормы личностного развития. При этом личностные и общественные представления о норме и общественных идеалах порой не совпадают. Для общества нормально то, что способствует его сохранению на данном этапе; и идеально то, что в полной мере воплощает в себе общественные интересы в данный момент. Например, в обществе, где культивируются рыночные отношения, естественен и нормален человек, беспокоящийся о своем доходе, а идеален тот, кто может самостоятельно, без общественной поддержки, этот высокий доход получать, сохранять и преумножать. Нормальны те, кто живут в ногу с обществом, не отставая и не забегая вперед. С точки зрения индивидуального развития, независимо от общественного уклада, нормально жить - значит жить счастливо, значит жить в достатке и иметь возможности самореализации в любых сферах.

Поэтому личностное и социальное развитие различаются по отношению к индивидуальности: социум заинтересован в максимальном следовании заданным образцам; личность же испытывает потребность в утверждении собственной уникальности. С точки зрения социума, нормален конформист, а с точки зрения личности, нормален тот, кто способен поступать не как все, сохраняя свою индивидуальность. Это диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие индивидуализации и унификации. Социум стремится к унификации личностного самоопределения в соответствии со своей структурой, а личность - к максимальному раскрытию собственной индивидуальности. Способность общества разрешить это противоречие определяет его потенциальные возможности к саморазвитию.

Важнейшим элементом, связывающим личность и общество, являются потребности, нормы, ценности и идеалы. Здесь мы наблюдаем взаимодействие нескольких реальностей. Во-первых, можно условно говорить о взаимообусловленности личных и общественных идеалов и их совпадении или несовпадении. Связующим звеном при этом выступает группа как выразитель и условие личностного социального самоопределения. Во-вторых, потребности, интересы, ценности и идеалы существуют как на уровне теоретического сознания, так и в повседневной жизни, находясь при этом в диалектическом противоречии. В-третьих, нормы и ценности разных групп, в которые входит личность, осуществляя различные виды деятельности, могут противоречить друг другу.

Развивающийся человек в процессе социализации приобретает черты характера, формирует волю и, в конечном счете, делает свою жизнь. Динамика социума обусловливает изменение жизненных ориентиров: человек-рабочий или человек-предприниматель предполагают разные формы жизни. Изменение героев, кумиров и идолов приводит к переменам в одежде, обстановке квартиры, лексике, увлечениях. Изменение понятия о престижных или непрестижных профессиях влияет на иерархию значимых в общественном мнении профессиональных групп.

В то же время социум испытывает не менее сильное давление со стороны личности. Мы не знаем, кто конкретно придумывает анекдоты, распускает сплетни, диктует, как надо себя вести на свадьбах или похоронах, но это должны быть конкретные люди, благодаря которым общество становится другим. И в случае жесткой борьбы за сохранение традиций, и в ситуации революционных изменений возникают социальные слои, группы и личности, персонифицирующие идеи. Можно сказать, что это - герои, с которых «пишутся» общественные идеалы; это - лица, чьи имена ассоциируются в сознании масс с их интересами. И не последнее место в этом процессе занимают деятели культуры, которые своими произведениями задают модели повседневного поведения, формируют привычки и вкусы широких слоев населения.

Таким образом, можно констатировать, что личность и общество рассматриваются в социальной философии как диалектические противоположности. В современном обществе главной проблемой личности остается поиск идентичности в возрастающем многообразии жизненных практик. А основной проблемой социума является создание общественных институтов, обеспечивающих гармонию индивидуации и унификации в жизненном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: