Оформление теории социальной работы в России в
Оформление основных теоретических подходов к практике социальной работы в Западной Европе и США в XX в.
Становление теоретической парадигмы общественного призрения в России в XIX- начале XX в.
Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе и США
Тема 1.4 История становления теории социальной работы
План:
Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе и США
Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, а затем и в США.
Основы законодательной практики были заложены в середине XVI в.
Основные теоретические проблемы касались определения роли государства в деле помощи нуждающимся и отношений государственных институтов защиты и контроля с частной благотворительной деятельностью. С этих позиций и решался вопрос о «правильной» социальной помощи.
Однозначных подходов здесь не существовало.
Большое внимание при разработке подходов к оказанию помощи уделялось изучению социального положения нуждающегося.
Подходы к личности нуждающегося в помощи осмыслялись не только в контексте гуманистических доктрин, но и в аспектах социально-патологических проявлений в обществе. В контексте данной проблематики специальному изучению в работах Ломбразо, Ферреро, Карлиера, Максима де Шампа и других исследователей подвергаются личности преступника, алкоголика, проститутки, составляющих «основу армии пауперизма».
Спонтанная работа постепенно вырабатывала определенные организационные формы деятельности и заставляла осуществлять поиск моделей помощи не только оперативного характера, но и превентивного.
Такими мерами превентивного характера, предупреждающими нищенство, являлись страхование, воспитание, образование - к такому выводу приходит В.Рошер.
Научный этап становления социальной работы.
Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к началу XX в.
Основными причинами были следующие:
· разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;
· урбанизация и индустриализация;
· увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек.
Становление теоретической парадигмы общественного призрения в России в XIX-начале XX в.
В конце XIX в. развиваются, самостоятельные отечественные теоретические и практические направления общественного призрения, появляются различные области познания — от психологии и педагогики до социологии и медицины.
В начале XX в. изменилась структура общественной помощи, появились новые клиенты, требующие поддержки и защиты, новые формы попечения.
Первые работы в области теории и практики «трудовой помощи» появляются в конце XIX в. этой проблеме уделяют внимание А.Горовцев, А.Вирениус, А.Раевский, Г.Швиттау и др.
Профессиональное нищенство как антиобщественное явление находит отражение в достаточно большом количестве монографий. Так, можно отметить работы Д.Дриля, Я.Харламова, А.Левенстима, Е.Максимова, П.Чистякова.
Проституция в качестве определенного вида «социального недуга» рассматривается в работах В.Тарновского, Д.Ашхарумова, А.Баранова, П.Безобразова, И.Приклонского, В.Бентовина и других отечественных ученых.
Пьянство и алкоголизм — проблема не менее драматичная для русского общества тоже находит отражение в работах этих лет, таких исследователей, как Н.Григорьев, Я.Михайловский, А.Коровин, Д.Бородин, С.Первушин, Д.Воронов и др.
Таким образом, в этот период можно наблюдать следующие основные направления общественной и научной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное; правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; «общественная и профессиональная гигиена»; воспитание и «исправительное воспитание»; система организаций помощи; теория страхования; теоретические проблемы помощи инвалидам; обучение специалистов; «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем».
Каждое направление имело свою научную традицию, свой подход к пониманию сущности частного и общественного призрения, но оно являлось и логическим продолжением развития общественной мысли в данном кластере познания, основывающимся на предшествующих познавательных тенденциях.»
Оформление основных теоретических подходов к практике социальной работы в Западной Европе и США в XX в.
Основные теоретические подходы к практике социальной работы в Западной Европе и США в XX в. Можно разделить на шесть этапов:
· Оформление теории социальной работы до 1920 г.
- индивидуальная работа с нуждающимися.
· Теоретические подходы к теории социальной работы 1921-1930 гг.
В эти годы происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы.
- «Новая психология»;
- «Функциональная школа социальной работы».
· Оформление теории социальной работы в 1930— 1945 гг.
- Развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в общине (коммьюните).
Ситуационный подход в диагностической школе внес два существенных компонента: предвидение и психологическую поддержку.
· Теория социальной работы в 1945—1960гг.
- Взаимодействия социального работника и клиента;
- Процесс помощи и личностных ресурсов индивида.
· Теория социальной работы в 1961— 1970 гг.
- Направления различных международных школ в рамках единого информационного и идеологического профессионального пространства.
Социальная работа приобретала все более структурированный характер.
· Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг.
- Теория индивидуальной работы;
- Теория групповой работы;
- Теория общинной работы;
- Теория социального администрирования и планирования.
Таким образом, социальная работа в процессе становления границ ее познания претерпевает культурно-исторические изменения: расширяется практика осмысления социальных феноменов, появляются теоретические конструкты и принципысоциальной работы, в процессе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы.
Оформление теории социальной работы в России 20-90-е гг.
Условно можно выделить два периода в оформлении идей социальной поддержки. Первый — с 1919 по 1941 г., когда проводит сужение кластеров познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе. Второй — с 50-х и до конца 80-х гг.,4 когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.
Следуя традициям научной школы XIX—начала XX столетия (20—30-е гг.), в теоретических и практических подходах социального обеспечения уделяется большое внимание различным проблемам социальной патологии, таким, как профессиональное нищенство, беспризорность, проституция.
В 50—60-е гг. выходят фундаментальные руководства и монографии, такие, как «Практическое пособие для врачей ВТЭК и ВКП» (1955), «О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы» (1963), «Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов» (1967), «Справочник эксперта-хирурга» (1967).
В 70-80-е гг. разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях, требующих хирургического вмешательства, и травмах опорно-двигательного аппарата, проводятся исследования И.Фаермана, А.Нарычева, Д.Грицкевича.
С 1992 г. начинаются системные исследования по теории и истории социальной работы, социального администрирования, подготовке специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы.
В настоящее время происходит расширение понятийных границ теоретической социальной работы.
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о процессе становления истории социальной работы как науки.
2. Проследите оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе и США.
3. Покажите становление теоретической парадигмы общественного призрения в России в XIX- начале XX в.
4. Рассмотрите оформление основных теоретических подходов к практике социальной работы в Западной Европе и США в XX в.
5. Раскройте оформление теории социальной работы в России 20-90-е гг. XX в.