Характеристика рынка автосервисных услуг и факторы его формирования

Рынок обслуживания автотранспортных средств в Рос­сии развивается в направлении внедрения новых видов ус­луг, оказываемых автозаправочными станциями. При этом основное внимание предпринимателей в этой области обра­щено на усовершенствование существующих технических решений и внедрение на рынок новых видов моторного топ­лива. Альтернативой продуктам нефтепереработки выступа­ют такие виды топлива, как сжатый газ, диметилэфир (ДМЭ) и др.

Преимущества услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, достигаются в следующих случаях:

• потребитель получает наивысшую для себя пользу от оказываемой услуги;

• потребитель получает повышение или утверждение сво­его социального статуса от потребления услуги, имеющей высокий имидж;

• получение услуги сопровождается высоким уровнем со­путствующего сервиса;

• развиваются отношения и формируется обратная связь с потребителями;

• предприятие-производитель услуг получает преимуще­ства от масштабов реализации услуг;

• преимущества с юридической точки зрения;

• преимущества в технологии маркетинга. Преимущества на рынке услуг можно добиться путем

дальнейшего повышения потребительных свойств моторного топлива, установления прочной репутации его торговой марки. а также за счет повышения скорости доставки новых ви­дов топлива к потребителю.

Технологическое преимущество может быть обеспечено за счет предложения топлива с улучшенными потребительс­кими характеристиками, преимущество в распределении — за счет создания уникальной сети газозаправочных станций. Большую роль в этом может сыграть система франчайзинга.

Преимущество в издержках позволяет компаниям, про­изводящим новые виды альтернативного топлива, установить более низкие цены или использовать получаемые доходы для развития и распространения маркетинга.

Снижение издержек производства альтернативных видов топлива может происходить либо традиционным путем, либо за счет снижения удельных затрат на производство и марке­тинг при увеличении объема производства и реализации.

Проникновение на новые рынки обеспечивает более вы­сокий объем продаж альтернативных видов топлива за счет использования следующих факторов:

• увеличения частоты потребления нового вида моторно­го топлива существующими, т. е. привлеченными, потребите­лями;

• увеличение объема, частоты заправок новым видом топ­лива;

• превращение в пользователей тех потребителей, кото­рые раньше прибегали к услугам газовых заправок, но по­том по каким-либо обстоятельствам отказались от этого;

• превращение в пользователей тех потребителей, кото­рые раньше не пробовали пользоваться альтернативными видами топлива;

• привлечение тех потребителей, которые пользуются конкурентными видами моторного топлива;

• постоянный анализ и контроль в разработке и проведе­нии стратегии и тактики конкурентной борьбы.

Результатом применения данных видов конкурентных стратегий является снижение рыночной доли занимаемых конкурентами услуг.

Во всех случаях маркетинговые службы компаний, вы­ходящих на рынки с альтернативными услугами, должны выработать собственные критерии для оценки рынка в целом или его отдельных сегментов, за которые их компании наме­рены вести конкурентную борьбу.

К нецелевым факторам, влияющим на рынок автосер­висных услуг, относятся:

1. Надежность конструкции и качество автомобилей, т. е. эксплуатационные качества автотранспортных средств. По­вышение надежности и качества автомобилей обеспечивает­ся автомобильной промышленностью за счет выпуска автомо­билей новых конструкций, обладающих большей эксплуата­ционной надежностью и технологичностью (ремонтопригодно­стью).

2. Стоимость, доступность и качество запасных частей.

3. Доступность автосервисных услуг.

4. Налоги.

5. Парк автомобилей, находящихся в личном пользова­нии граждан и в собственности организаций (общая числен­ность, распределение по маркам и моделям).

К факторам, обусловливающим изменение показателя парка автомобилей, относятся:

— производство автомобилей (мощности отечественного автомобилестроения);

— экспорт и импорт автомобилей;

— уровень продажи автомобилей;

— цены на автомобили;

— доступность автомобилей.

6. Плотность размещения автосервисных предприятий и других предприятий отрасли, которая существенно влияет на качество услуг и определяет уровень насыщенности рас­сматриваемой территории автосервисными услугами. Опти­мальное размещение предприятий автосервиса позволяет снизить непроизводительные потери времени и средств по­требителей (транспортировка автомобиля и ожидание в оче­реди) и тем самым повышают уровень спроса на услуги.

7. Комплектность и качество оказываемых сервисных услуг.

8. Состояние дорожной сети: протяженность и плотность автомобильных дорог, их состояние.

Плотность дорог и интенсивность дорожного движения формирует значительный поток автовладельцев — потенци­альных потребителей предприятий автосервиса в соответству­ющем районе. Расположение автосервисного предприятия в определенной степени влияет на количество потребителей и уровень спроса.

Изменение хотя бы одного из этих факторов приводит к изменению предложения на рынке автосервисных услуг.

На рынок автосервисных услуг и его структуру воздей­ствуют также факторы внешней среды, а именно:

— экономические факторы;

— политические факторы;

— научно-технический прогресс;

— социально-культурные факторы и т. д.

Все эти факторы в совокупности создают саму возмож­ность и условия существования рынка автосервисных услуг.

Тема 4.3. Основные понятия и определения туристско-гостиничного бизнеса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: