Рынок обслуживания автотранспортных средств в России развивается в направлении внедрения новых видов услуг, оказываемых автозаправочными станциями. При этом основное внимание предпринимателей в этой области обращено на усовершенствование существующих технических решений и внедрение на рынок новых видов моторного топлива. Альтернативой продуктам нефтепереработки выступают такие виды топлива, как сжатый газ, диметилэфир (ДМЭ) и др.
Преимущества услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, достигаются в следующих случаях:
• потребитель получает наивысшую для себя пользу от оказываемой услуги;
• потребитель получает повышение или утверждение своего социального статуса от потребления услуги, имеющей высокий имидж;
• получение услуги сопровождается высоким уровнем сопутствующего сервиса;
• развиваются отношения и формируется обратная связь с потребителями;
• предприятие-производитель услуг получает преимущества от масштабов реализации услуг;
|
|
• преимущества с юридической точки зрения;
• преимущества в технологии маркетинга. Преимущества на рынке услуг можно добиться путем
дальнейшего повышения потребительных свойств моторного топлива, установления прочной репутации его торговой марки. а также за счет повышения скорости доставки новых видов топлива к потребителю.
Технологическое преимущество может быть обеспечено за счет предложения топлива с улучшенными потребительскими характеристиками, преимущество в распределении — за счет создания уникальной сети газозаправочных станций. Большую роль в этом может сыграть система франчайзинга.
Преимущество в издержках позволяет компаниям, производящим новые виды альтернативного топлива, установить более низкие цены или использовать получаемые доходы для развития и распространения маркетинга.
Снижение издержек производства альтернативных видов топлива может происходить либо традиционным путем, либо за счет снижения удельных затрат на производство и маркетинг при увеличении объема производства и реализации.
Проникновение на новые рынки обеспечивает более высокий объем продаж альтернативных видов топлива за счет использования следующих факторов:
• увеличения частоты потребления нового вида моторного топлива существующими, т. е. привлеченными, потребителями;
• увеличение объема, частоты заправок новым видом топлива;
• превращение в пользователей тех потребителей, которые раньше прибегали к услугам газовых заправок, но потом по каким-либо обстоятельствам отказались от этого;
• превращение в пользователей тех потребителей, которые раньше не пробовали пользоваться альтернативными видами топлива;
|
|
• привлечение тех потребителей, которые пользуются конкурентными видами моторного топлива;
• постоянный анализ и контроль в разработке и проведении стратегии и тактики конкурентной борьбы.
Результатом применения данных видов конкурентных стратегий является снижение рыночной доли занимаемых конкурентами услуг.
Во всех случаях маркетинговые службы компаний, выходящих на рынки с альтернативными услугами, должны выработать собственные критерии для оценки рынка в целом или его отдельных сегментов, за которые их компании намерены вести конкурентную борьбу.
К нецелевым факторам, влияющим на рынок автосервисных услуг, относятся:
1. Надежность конструкции и качество автомобилей, т. е. эксплуатационные качества автотранспортных средств. Повышение надежности и качества автомобилей обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска автомобилей новых конструкций, обладающих большей эксплуатационной надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью).
2. Стоимость, доступность и качество запасных частей.
3. Доступность автосервисных услуг.
4. Налоги.
5. Парк автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан и в собственности организаций (общая численность, распределение по маркам и моделям).
К факторам, обусловливающим изменение показателя парка автомобилей, относятся:
— производство автомобилей (мощности отечественного автомобилестроения);
— экспорт и импорт автомобилей;
— уровень продажи автомобилей;
— цены на автомобили;
— доступность автомобилей.
6. Плотность размещения автосервисных предприятий и других предприятий отрасли, которая существенно влияет на качество услуг и определяет уровень насыщенности рассматриваемой территории автосервисными услугами. Оптимальное размещение предприятий автосервиса позволяет снизить непроизводительные потери времени и средств потребителей (транспортировка автомобиля и ожидание в очереди) и тем самым повышают уровень спроса на услуги.
7. Комплектность и качество оказываемых сервисных услуг.
8. Состояние дорожной сети: протяженность и плотность автомобильных дорог, их состояние.
Плотность дорог и интенсивность дорожного движения формирует значительный поток автовладельцев — потенциальных потребителей предприятий автосервиса в соответствующем районе. Расположение автосервисного предприятия в определенной степени влияет на количество потребителей и уровень спроса.
Изменение хотя бы одного из этих факторов приводит к изменению предложения на рынке автосервисных услуг.
На рынок автосервисных услуг и его структуру воздействуют также факторы внешней среды, а именно:
— экономические факторы;
— политические факторы;
— научно-технический прогресс;
— социально-культурные факторы и т. д.
Все эти факторы в совокупности создают саму возможность и условия существования рынка автосервисных услуг.
Тема 4.3. Основные понятия и определения туристско-гостиничного бизнеса