В истории развития экспериментальной агрохимии можно условно выделить два периода: первый – определение источников питания растений, их химического состава, роли отдельных элементов питания в жизни растений. Исследования, проводимые в этот период, выполнялись в основном в искусственных условиях – различных сосудах, глиняных горшках и т.п., т.е. исследования типа вегетационных опытов*. Этот период длился примерно около 200 лет с 1629 по 1834 годы. Только после того как была установлена роль отдельных питательных элементов в жизни растений, была сформулирована теория минерального питания растений, стало возможным приступить к практической реализации получения знаний в природной полевой обстановке, т.е. проведению полевых опытов по изучению влиянию удобрений и мелиорантов, содержащих соответствующие питательные вещества, на продуктивность растений.
Первый известный нам вегетационный опыт был заложен в Брюсселе в 1629 году голландцем Йоханнесом Баптистом Ван Гельмонтом.
Ученый решил узнать, благодаря чему растет растение. С человеком и животными все ясно: поедая пищу, они получают вещества, благодаря которым увеличиваются в размерах. Но за счет чего крошечное семя, превращается в огромное дерево? Чтобы ответить на этот вопрос, Ван Гельмонт проделал следующее: взял кадку, в которую насыпал 90,7 килограмма высушенной в печи почвы, смочил ее дождевой водой и посадил ивовый побег массой 2,25 килограмма.Каждый день в течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой. Оказалось, что масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а вот масса ивы возросла почти на 76,7 килограммов. * Эти исследования можно так же отнести к физиологии питания растений, т.к. четкую границу между и физиологией питания растений и агрохимическими исследованиями питания растений провести трудно.Результат эксперимента исследователь объяснил исключительно поглощением растениями воды. Так возникла водная теория питания растений.Ошибочность выводов Ван Гельмонта была доказана уже в 1699 году Джоном Вудвортом – профессором медицины в лондонском Грасхэм-колледже (Англия), который провел опыт с мятой, выращивая ее в водной культуре (растения с уже сформировавшейся корневой системой помещали в сосуды с водой). Было использовано три варианта: дождевая вода, речная вода и речная вода с примесью почвы. Спустя 77 дней прирост мяты на дождевой воде составил – 17 граммов, на речной воде – 139 граммов и на речной воде с примесью почвы – 284 граммов. Таким образом Вудворт опроверг взгляд Ван Гельмонота, и пришел к выводу, что для развития растения одной воды недостаточно, и что в почве содержится нечто, способствующее росту растений: «растения образуются не из воды, а из какого-то почвенного материала». Об этом явно свидетельствовал наибольший прирост зеленой массы в третьем сосуде (с наибольшим количеством примесей).
|
|
|
|
В конце ХVIII и в начале ХIХ столетия в Западной Европе была широко распространена так называемая гумусовая теория питания растений.
В 1761 году шведским химиком Иганном Валериусом (Валериус, Иоганн Готшальк– автор первой книги по основам земледельческой химии) была высказана мысль о питании растений гумусом.
Гумусовая теория питания растений господствовала до середины XIX в. Один из наиболее видных сторонников этой теории немецкий ученый Альбрехт Даниель Тэер говорил о гумусе следующим образом: «плодородие почвы зависит собственно целиком от гумуса, так как, кроме воды, он представляет единственное вещество почвы, могущее служить пищей растений». В гумусовой теории сочетались верные наблюдения агрономов-практиков о большом значении гумуса для плодородия почвы с неверными метафизическими представлениями о том, что гумус является единственным веществом почвы, могущим служить пищей для растений.
Ряд ученых того времени выступали против гумусовой теории. К ним относятся прежде всего: Жан Батист Буссенго, Карл Филипп Шпренгель и Юстус Либих.
В 1840 году Юстус Фрайхер фон Либих выдвинул свою теорию минерального питания (в книге «Химия в приложении к земледелию и физиологии»), суть которой в том, что растения могут усваивать только простые минеральные вещества в виде их водных растворов.
Свои выводы Либих сформулировал преимущественно дедуктивным путем, обобщив данные анализов химического состава растений и данные о круговороте веществ в земледелии. Необходимо было проведение точных экспериментов, которые опровергли бы или подтвердили основные положения теории минерального питания.
Одним из таких подтверждений теории минерального питания были опыты с выращиванием растений на бесплодных средах (воде или песке) при введении необходимых питательных веществ в виде минеральных солей.
В 1858 году немецкие биологи – Джоан Август Людвиг Вильгельм Кноп и Юлиус фон Сакс сумели довести растения при выращивании на искусственных питательных средах с использованием минеральных солей до полного созревания. Одновременно была доказана потребность растений в азоте, фосфоре, калии, кальции, магнии, сере, а в последующем – в отдельных микроэлементах, показана незаменимость каждого из элементов минерального питания для растений.
В России в практику научных исследований вегетационный метод первым внедрил К.А. Тимирязев.
В 1872 году в Петровской (Московской) сельскохозяйственной академии по его инициативе впервые в стране был построен вегетационный домик. При строительстве которого за основу был взят проект вегетационного домика построенного в 1869 году в Германии немецким ученым Ф. Ноббе. Успешно проведенные К.А. Тимирязевым в этом домике физиологические опыты легли в основу его знаменитой книги ученого «Солнце, жизнь и хлорофил».
Второй вегетационный домик был построен под руководством К.А. Тимирязева в 1896 году на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Здесь К.А. Тимирязев демонстрировал посетителям выставки водные культуры растений для разъяснения источников их питания. Впоследствии Климент Аркадьевич писал «ничто не может сравниться с впечатлением, которое выносят люди, незнакомые с наукой, при виде мощных экземпляров ржи или овса, никогда не имевших под собой земли, выращенных в воде со щепоткой удобрительных солей». После выставки вегетационный домик К.А. Тимирязев передал академии, кафедре агрохимии, где он служит до сих пор.
|
|
Ученик К.А.Тимирязева Петр Самсонович Коссович провел много работ по развитию и усовершенствованию методики вегетационного опыта и методов химического анализа почв и удобрений. В 1890 году эти работы стали основой первого в России пособия по методике вегетационного опыта.
Параллельно с развитием теории минерального питания в сельском хозяйстве начинается применение минеральных удобрений.
В 1834 году Жан Батист Буссенго начал проводить опыты на полях своей фермы в Бехельбронне в Эльзасе. Это были первые полевые опыты в истории человечества (до сих пор опыты проводили в лаборатории или в сосудах). Французский химик, в будущем автор классических исследований о питании растений, в опыте использовал количественные методы. Экспериментатор взвешивал и анализировал применяемые удобрения, анализировал химический состав используемых в опыте культур, а в конце севооборота подводил баланс использования опытными культурами углерода, азота и других элементов.
Систематические полевые опыты были начаты Джоном Беннетом Лоозом и Жозефом Генри Гильбертом в 1843 году на Ротамстедской опытной станции (Англия). Опыты, заложенные Д. Лоозом, Ж. Гильбертом в 1852 году продолжаются до сих пор на одной и той же почве безо всяких изменений за исключением некоторых второстепенных деталей.
Французский физиолог Жорж Вилль в 1874 году начал изучать действие минеральных удобрений на опытной станции в Венсенне. В опыте с пшеницей он получил следующие результаты.
Эта схема пример последовательного исключения из схемы опыта отдельных факторов позволяющая дать точную оценку их эффективности.
Бушель -27,2 кг; акр – 04047 га. | Урожай в бушелях на акр |
Нормальное (полное удобрение) | 43,0 |
Удобрение без извести | 41,0 |
Удобрение без калия | 31,0 |
Удобрение без фосфора | 26,5 |
Удобрение без азота | 14,0 |
Неудобренная почва | 12,0 |
Первые полевые опыты с удобрениями в России связаны с именем Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1867 году по его инициативе такие опыты были начаты сразу в четырех губерниях (Московской, Петербургской, Смоленской и Симбирской). Они проводились по единой программе, сопровождались анализами почв, урожая и удобрений. Большой заслугой Дмитрия Ивановича было не только то, что он привлек внимание широких кругов научных и агрономических работников России к вопросам применения удобрений, но и указал на необходимость разработки и применения точной методики для изучения этих вопросов; в частности указывал на значение повторностей в полевом опыте, необходимость применения математической обработки результатов опыта.
|
|
Хорошо известны и полевые опыты, проводившиеся профессором Петербургского земледельческого института Александром Николаевичем Энгельгардтом. В 1871 году за участие в движении народников Энгельгардт был выслан в свое имение в Батищево Смоленской области. Здесь он проводил полевые опыты с фосфоритной мукой и другими удобрениями. Результаты этих исследований вошли в известную книгу «Химические основы земледелии». После смерти А.Н. Энгельгардта в 1893 году имение Батищево было преобразовано в Энгельгардтовскую опытную станцию (в настоящее время это Смоленская областная опытная станция им. Энгельгардта).
В 1912 году на опытном поле Тимирязевской академии, по инициативе Д.Н. Прянишникова, был заложен стационарный, полевой, многофакторный опыт, в котором эффективность одиннадцати вариантов удобрений изучается как в шестипольном севообороте, так и в бессменных посевах (монокультуре). Опыт продолжается до настоящего времени.