Утверждение основ христианского вероучения.
Формирование христианского вероучения.
Христианство, выступавшее как отрицание язычества, являлось в то же время, в определенной степени, продолжением традиций народов Средиземноморья. Особенно велико было влияние иудаизма, из которого в христианство перешел целый ряд элементов вероучения:
1. Христианство сохранило священные книги иудаизма под названием Ветхого Завета.
2. Иудейский бог Яхве по существу перешел в христианство под именем Бога- Отца.
3. Христианство заимствовало из иудаизма учение о мессии. Только согласно иудейскому вероучению, Мессия еще не разу не приходил, а христиане полагают, что Мессия (то есть Иисус Христос) уже являлся один раз и ожидают его Второго пришествия.
4. Из иудаизма христианством был также взят принцип монотеизма.
Однако в христианстве возникли и свои собственные догматы, отличающие его даже от родственных ему монотеистических религий: иудаизма и возникшего позднее ислама. Это прежде всего учение о Троице, согласно которому Бог един по существу, но троичен в лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Учёние о триедином Боге – это самое важное положение вероучения христианства, являющееся основой всей его догматики. Не менее важными положениями христианского учения являются догматы о муках и крестной смерти Иисуса Христа, Его искуплении унаследованного людьми от прародителей Адама и Евы греха, Его Воскресении и Вознесении на Небо. Вместе с тем христианство испытало влияние и некоторых других религий, в частности – зороастризма (религии древних персов). Считается, что в христианстве дуализм доброго и злого Бога (Бога и Сатаны), возникло именно под влиянием зороастризма, для которого было характерно представление о противоборстве в мире двух богов, один из которых олицетворял добро, свет, правду, жизнь, а другой - зло, тьму, ложь и смерть. Христианское учение об аде и рае, как принято считать, также восходит своими корнями к зороастризму.
|
|
Общепринятые истины христианства, его основные неизменные положения (догматы) утверждались в острой борьбе с ересями (от греческого слова, означающего особое вероучение, школу). Эта борьба шла несколько столетий, но {сначала враги христиан находились как бы вне самого христианства, а позже внутри него. Уже в первом веке нашей эры защитникам христианских истин — апологетам (как их называли по-гречески) пришлось выдержать острую схватку с последователями Филона Александрийского. Несмотря на то, что этот философ и создал теорию о посреднике между Богом и людьми божественном Логосе, но в число христиан не вошел (да и не успел бы, потому что умер почти одновременно с Христом). В его учении были объединены разные философские взгляды: от Востока до античной Греции. Такое смешение не могло нравиться христианам. Но самое Главное расхождение последователей Филона и христиан состояло в том, что первые признавали возможность познания Бога с помощью разума, а христиане — только через чувство, в первую очередь через веру. Как вы знаете из евангельской притчи о Фоме, они ставили веру во Христа выше разума. Рациональные, разумные последователи Филона получили в связи с этим название — гностики (от греческого слова гносис - разум). Они стали одними из первых идейных противников (оппонентов) христиан.
|
|
Приблизительно через сто лет, то есть во II в., христианским апологетам пришлось столкнуться со сторонниками пророка Манихея, жившего в Персии. Предание говорит, что сначала он был христианином и даже священником, но потом совершил поездку по восточным странам, добрался до самого Китая и изменил свои взгляды. Этот философ и религиозный вождь соединил идеи христианства с учениями Будды, Заратустры и других восточных мудрецов. Манихей утверждал, что только он сам способен передавать людям учение истинного Бога, а рассказы о Спасителе, явившемся в Святой Земле - выдумка и лжесвидетельство. Вероятно, этот незаурядный человек вызывал недовольство своей гордыней у всех: христиан, язычников - римлян, а также у местных персидских властителей - последователей авестийских языческих верований. Однажды вавилонский царь вызвал его к себе и приказал вступить в открытый спор с верховным зороастрийским (парсийским) жрецом государства. Так как Манихей отказался от полемики, ему было предложено публично совершить чудеса и выпить чашу расплавленного свинца для доказательства того, что он настоящий пророк. Пить свинец этот еретик не стал, чудес также не совершил, после чего ему не оставалось ничего, кроме того, чтобы оказаться распятым на кресте. Что в рассказах об этой полулегендарной личности правда, а что выдумка - сказать трудно. Последователи пророка - манихейиы - еще долго молились ему как богу. Манихейцы учили, что мир состоит из двух противостоящих друг другу начал света и тьмы. Под тьмой они понимали мир материальный. Тьма вторгается в мир света, начинается борьба двух начал. Некий первочеловек, который послан Богом для борьбы с силами зла, терпит поражение и попадает в плен к дъяволу. Человек, по мнению манихейцев, содержит в себе оба начала душа - божественна, а плоть, тело - творение тьмы. Душа томится в оковах плоти как огонь в закрытом сосуде. Человеку предстоит пережить схватку света и тьмы, для его спасения из царства света и был послан на землю пророк Манихей. Взгляды манихейства на мир, на сущность добра и зла были и остаются очень распространенными среди людей. Они сохранились и дошли до нашего времени в виде замечательной и очень поэтичной манихейской литературы. Проявления манихейства были заметны в средневековой Европе в учениях некоторых христианских сект: богомилов, катаров, альбигойцев. Черты манихейства свойственны некоторым современным религиозным учениям.
Ряд спорных вопросов был связан с различными толкованиями догмата Троицы: как соотносятся между собой лица Святой Троицы? Равны ли они, или Бог-Отец стоит выше Бога-Сына? Все ли ипостаси Троицы существуют извечно или Бог-Сын, как рождённый Богом-Отцом, не вечен? Обсуждение этих вопросов получило в религиозной литературе название тринитанрных споров (от лат. - троица). Не менее острыми были и прения об Иисусе Христе. Как известно, в Евангелиях он не только выступает как Сын Божий, но и явно наделён человеческими чертами. Уже в первые века христианства утвердилось мнение, что Иисус Христос – Богочеловек, то есть и Бог, и человек одновременно. При всём при этом возникали новые вопросы: как сочетаются в нём две природы – Божественная и человеческая? Преобладает ли одна из них или нет? Эти вопросы и составили предмет, так называемых христологических споров или дискуссий.
|
|
С IV века еретические учения начинают появляться среди самих христиан. Самое яркое из них — арианство. Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязался накануне провозглашения христианства государственной религией Римской империи. Начало ей положил александрийский священник Арий, выступивший около 318 г. со своим учением. В чем же состояли расхождения Ария с большинством последователей Иисуса? Арий считал, что Христос - не Сын Божий по своему существу. Он по своему положению находится ниже Бога-Отца. Понятие сыновства, рассуждал он, связано с рождением, то есть возникновением во времени, Значит, Бог-Сын. Как рождённый Богом-Отцом, не существовал до своего рождения, т.е. извечно. Поэтому он не вечен, он – создание и тварь (в смысле «творение» - это слово не имело в то время бранного оттенка). По учению Ария получалось, что Богом в истинном смысле слова является только Бог-Отец, а Бог-Сын – это лишь самое совершенное Его творение. Следовательно, он не может считаться равным Богу-Отцу, он не единосущен Богу-Отцу, а только подосущен Ему.
Спор с арианами принял такой острый оборот, что, по инициативе императора Константина, пришлось собрать христиан из всех стран на специальный Церковный собор. Сторонники Ария (а таких было немало) отстаивали позиции своего учителя в острейшей полемике, и нередко бывало так, что в ход на улицах и площадях города шли камни и палки. Позднее на одной из площадей Александрии устроили костер, на котором сожгли все сочинения Ария, а ют, кто утаил в своем доме его книгу, мог быть немедленно казнен. По преданию, мятежный Арий был вызван в 336 г в Константинополь к императору Константину Великому из далекой Иллирийской провинции, куда был послан для перевоспитания. Во дворце разыгралась драматическая сцена:
|
|
- Признаешь ли ты определение собора о том, что учение твое ложно? - спрашивает Константин. Арий медлит с ответом, но затем утвердительно кивает. Он обманывает императора. На самом деле он хочет вернуться к церковной службе, чтобы, опираясь на своих тайных сторонников, снова проповедовать свое учение. Осуждение и ссылка, как это часто бывает, только утвердили Ария в своей правоте. В его глазах - трудно скрываемая ненависть и огонь веры. Но доверчивый император проявляет мягкость к Арию и велит патриарху вернуть его в лоно церкви Патриарх, предчувствуя коварство Ария, молится, чтобы не допустить этого. Но тут неожиданно наступает развязка: войдя в общественную уборную, Арий мгновенно падает замертво, пораженный кровоизлиянием в мозг. Как считали правоверные христиане, Суд Божий настиг еретика.
В V в. в очередную ересь впал сам константинопольский патриарх (глава церкви) Несторий, утверждавший, что дева Мария родила не Бога, а человека (он называл ее не богородицей, а человекородицей). Божество же вселилось в Христа только после того, как на него снизошел Святой Дух. Христос, таким образом, не является богочеловеком, а это делает все учение о его крестных страданиях бессмысленным — ведь, как учат Евангелия, Иисус страдал именно как человек, в которого воплотился Бог! Это течение принято называть несторианством.
В V в. возникло еще одно учение — монофизитство (монос с гр. — единство и физис с гр. - природа). Его основателем считают константинопольского архимандрита (одна из высоких должностей в христианской церкви) Евтихия. В Иисусе Христе не две, а одна природа — божественная — утверждали монофизиты. За конфликтом с этим направлением стояли не только теоретические философские и богословские противоречия, но и политические: некоторые провинции Римской империи хотели использовать это учение, чтобы отделиться от Византии. Известно несколько восстаний, вдохновителями которых были монофизиты. В 449 г. на новом Эфесском соборе (названном впоследствии разбойничьим) александрийский патриарх вынудил все церкви признать монофизитство, но в 451 г. на соборе в г. Халкидоне оно было осуждено. Тем не менее некоторые христианские церкви остались ему верны и отпали от ортодоксального христианства. Среди них Армянская церковь, сохранившая в своем учении монофизитскую основу до сегодняшнего дня. Армения стала христианской страной даже раньше самой Византии. По преданию в начале Ъ века в этой стране правил царь — язычник Тиридат III, который решил сделать своей наложницей христианку Рипсине, бежавшую от преследования римлян. Бог покарал Тиридата за это, превратив царя и его слуг в людей со свиными рылами. В то время в царской темнице страдал один христианин — Григор. Во сне Тиридату было обещано избавление от позора, если он освободит этого человека. Отпустив Григора, царь вернул себе человеческий облик, но все пережитое так потрясло его, что он окрестился и объявил христианство государственной религией Армении. Освобожденный христианин стал первым главой (католикосом) армянской монофизитской церкви, поэтому ее иногда называют еще и Григорианской.
В первые века христианства существовало множество направлений и сект, признанных впоследствии еретическими. Это и монтанисты (по имени основателя Монтаны), ожидавшие скорого конца света, и хилиасты (хилиас с гр. — тысяча) — крайние аскетические секты, ожидавшие тысячелетнего царства Божия на Земле, и антитринитарии ( отрицающие учение о Троице), и павликиане (они считали себя истинными последователями апостола Павла, на учение которого опирались), выражавшие протест против священства и церкви и учившие, что каждый человек может общаться с Богом без посредников, и многие другие. Из числа последователей этих учений вышли крупнейшие философы (например, Тертуллиан), писатели, яркие проповедники.
В напряженной и острой идейной борьбе, принимавшей подчас жестокие и не только словесные формы, выкристаллизовывалось современное христианское учение. Эти древние споры о догматах кажутся подчас непосвященному человеку не имеющими большого смысла и даже наивными, но это только на первый взгляд: за каждым словом в учении христианства, да и в любой другой религии, стоит огромный смысл. Изменение даже одной буквы может разрушить здание веры, иметь громадные последствия. Этим вера принципиально отличается от рационального научного знания. Отголоски древних споров еще много раз возникали в христианской истории. Слышны они и сегодня. Важнейшим принципом жизни раннехристианской церкви стал принцип соборности, т.е. свободного «собирания» множества людей в единый церковный организм. Все важнейшие вопросы вероучения и управления церковью решались коллективно на Вселенских соборах, которые собирались в течение IV—VIII вв. семь раз. На них съезжались представители высшего духовенства, делегированные своими церковными общинами. Дальнейшие церковные соборы, начиная с восьмого, происходили в обстановке разногласий между восточной и западной ветвями христианской церкви. После окончательного раскола церковные соборы были уже не всеобщими и созывались только католической церковью (хотя католики считают их вселенскими).
Важнейшим моментом, определявшим необходимость соборов, было отстаивание принципов христианского вероучения в острой борьбе с инакомыслящими. Каждый вселенский собор являлся огромным событием в церковной жизни и имел своим результатом утверждение новых догматов (догма с гр. учение, мнение), т.е. некоторых определенных конечных истин, переданных путем божественных откровений.