Город – крупный населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий его жителей с с/х. Современные города можно классифицировать по ряду признаков:
II. По людности (общепринятой нет). В Беларуси:
1) малые (до 20 тыс. жителей),
2) средние (20 – 100 тыс.),
3) крупные (более 100 тыс.) – 14 городов,
4) крупнейшие (более 1 млн.) – города-миллионеры – Минск.
Больших городов (больше 100 тыс. жителей) в мире около 2,5 тыс. Значительно быстрее других растут города-«миллионеры». Еще в 1900 г. таких в мире было 10, а сейчас более 200. Крупнейшие среди них:
Мехико, Сан-Пауло, Токио, Шанхай, Калькутта, Нью-Йорк, Бомбей, Лос-Анджелес, Сеул, Пекин (более 200 лет назад первым из городов мира достиг численности в 1 млн. жителей).
III. По выполняемым функциям (Функция города – это производительная деятельность его населения в градообразующих (базовых) отраслях, направленная на связь с внешним миром. Ее можно назвать профессией города: Детройт (США), Тольятти (Россия) – центры автомобилестроения; Одесса (Украина), Мурманск (Россия) – порт, т.е. транспортные функции; Мекка (С. Аравия) и Иерусалим (Палестина) – центры религии; Баден-Баден (Германия) и Кисловодск (Россия), Нарочь (Беларусь) – рекреационные (курорты) и т.д.)..
|
|
1. По характеру выполняемых функций:
1) экономические или производственные (выполняет промышленные, торгово-распределительные, транспортные);
2) неэкономические или непроизводственные (административные, военные, научные, культурные, рекреационные, религиозные).
2. По количеству выполняемых функций: полифункциональные; монофункциональные.
IV. По экономико-географическому положению (ЭГП города – это положение города по отношению к лежащим вне его территориям, географическим объектам, другим городам, транспортным путям, границам государства и т.д.):
- в узлах пересечения транспортных путей;
- в крупных горнодобывающих районах;
- в местах с развитой обрабатывающей промышленностью;
- в местах с интенсивным сельским хозяйством.
V. По планировке (классификация городов на основе материальных форм; проявляется в размещении материальных элементов и соотношении функциональных частей города: селитебной (жилой), производственной, санитарно-оздоровительной):
- европейский (компактная застройка, имеют старый центр и новые окраины, сложная планировка);
- американский (экстенсивной котеджной застройкой при деловом высоком центре – «Сити», квадратной планировкой, удобной для автодвижения, где 1/3 дороги и стоянки);
- азиатский (чрезвычайная уплотненная застройка, малоэтажная, низкий уровень благоустройства);
- арабский и латиноамериканский (трущобы по окраинам, которые сооружаются из подручного материала, старый плотно застроенный древний центр, к которому пристраивают европейские кварталы);
- города Центральной и Южной Африки (низкий уровень благоустройства, в виде деревень из хижин; новые города – имеют противоположную европейскую застройку).