Этнические признаки

1. Единство территории. Сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее менять (венгры (мадьяры) – за последние 1500 лет сменили 4 территории поселения). Кроме того в этнос входят и диаспоры (от греч. – рассеяние) – часть людей этноса, живущая в других странах, вне страны происхождения своего народа. Народы, живущие на сопредельных территориях и имеющие сходные отдельные этнические характеристики группируются по территориальному (географическому) признаку в историко-этнические области (Западная, Северная, Восточная Европа).

2. Общность языка. Многие разные этносы говорят на одном языке. Существуют и народы, где представители говорят на разных языках. Общность языка не является обязательным признаком. По языку проводится этнолингвистическая классификация народов. Учитывается генеалогия языка (т.е. его происхождение, общность праязыка, родство языков). Она устанавливается при сравнении словарного состава и грамматического строя.

3. Хозяйственно-бытовые особенности, этнические черты образа жизни. Между этносами существует ряд различий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище и т.д. Знакомство с каким-либо народом этнографы рекомендуют начинать с типичным для него трапез в будни и праздники, т.к. национальные особенности обязательно проявляются в кухне. Так, у земледельческих народов (например, славян) основу пищи составляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (народы Севера) – мясо; у живущих возле моря или реки – рыба и морепродукты. К одним и тем же продуктам питания у различных народов различное отношение.

4. Этническое самосознание, выраженное самоназванием. Это один из наиболее надежных показателей этноса. Это ощущение человеком своего происхождения, близость к соплеменникам и связь родным языком. Внешним признаком этноса является самоназвание – это собственное имя этноса (то, как он себя называет сам) – этноним. Часто собственное имя не совпадает с названиями этноса другими народами. Например, самоназвание «дойч», по-русски «немцы», по-французски «алеман», по-английски «джемен». Национальное самосознание нередко принимает формы национального превосходства и национальной исключительности – национализма, шовинизма.

Лев Николаевич Гумилев – русский ученый (географ, историк, философ) – в своих трудах разработал биологическую теорию образования и жизни этносов. Процесс от возникновения до распада этноса называется этносогенезом (продолжается 1200-1500 лет): этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Этногенез – явление биосферное, вызываемое его мутацией (появление наследственного признака пассионарности). Пассионарность человека – это его органическая способность к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой идеи. Изменяются поведение человека, мотивация его поступков на новый непривычный стереотип. Пассионарность имеют почти все люди, но в разной степени. У наиболее многочисленной части населения (гармоничных людей) она уравновешивается инстинктом самосохранения, благодаря чему они соразмеряют свои поступки с заботой о себе, детях, родителях, друзьях. У истинных пассионариев импульс столь силен, что они не могут рассчитать последствия своих поступков и удержаться от их совершения, даже предвидя гибель. Они на уровне подсознания стремятся изменить окружение. Вследствие передачи этих свойств по наследству количество пассионариев в последующих поколениях резко увеличивается, возникает новый этнос, подчиняющий территориально близкие народы. Пассионарный «толчок» – неземного происхождения. На высоких и низких точках солнечной активности свойства ионосферы снижаются и отдельные пучки космической энергии могут пролетать над землей, производя при этом жесткое излучение, которое вызывает мутации (возникают 2-3 раза за 1000 лет). За последние 3 тыс. лет достоверно зафиксировано 9 пассионарных толчков. Возникший этнос проходит фазы жизни: 1) исторического становления (подъем активности этноса); 2) исторического существования (расцвет, перегрев, медленный спад); 3) исторического упадка (рассыпание, затухание); 4) исторических реликтов (саморазвитие отсутствует – римляне).

В фазе надлома появляются субпассионарии: люди без чести, совести, корыстолюбцы и себялюбцы, палачи и доносчики. Обычно это возникает, когда этнос – в стадии расцвета. Этот период благоприятен для накопления материальной культуры, роста техносферы. Самобытность уступает место посредственности, появляется полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. Для этноса наступает упадок, но внешне – благополучие и процветание. Появляется большее число людей, желающих жить за счет других (криминал). Оригинальность этноса остается только в искусстве и науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: