ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
БК РФ выделяет следующие формы предоставления бюджетных средств (ст. 69 БК):
• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
• средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
• трансферты населению;
• ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
• ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
• бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и выполнению других обязательств);
|
|
• субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
• инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
• межбюджетные трансферты;
• кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
• кредиты иностранным государствам;
• средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Получатели бюджетных средств могут быть разделены на следующие группы:
• бюджетные учреждения;
• бюджеты других уровней и внебюджетные фонды;
• население;
• коммерческие структуры;
• иностранные государства.
Финансирование бюджетных учреждений
Как отмечалось выше, финансирование бюджетных учреждений осуществляется по лицевым счетам, открытым им в территориальных структурах Федерального казначейства. Зачисленные на лицевые счета средства в соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные организации могут расходовать исключительно:
• на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер за работной платы соответствующей категории работников;
• перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
• трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
• командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
|
|
• оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
• оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Поддержка населения из всех уровней бюджетной системы РФ (кроме внебюджетных фондов) ограничивается в основном малообеспеченными слоями населения, населением, относящимся к отдельным группам риска (например, ВИЧ-инфицированные), а также населением, занимающимся определенными видами деятельности. Финансируется подавляющая масса выплат за счет средств территориальных бюджетов.
Например, Постановлением Правительства РФ от 30.08.04 г. № 444 утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с этим Положением органы, осуществляющие исполнение местного бюджета или бюджетов городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, либо уполномоченные органы к началу установленного периода оплаты жилья и коммунальных услуг перечисляют субсидии на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования. Получателям субсидий, которые по состоянию здоровья, в силу возраста, пешей или транспортной недоступности не имеют возможности открывать персонифицированные социальные счета и пользоваться ими, выплата (доставка) субсидий может осуществляться по решению уполномоченного органа через организации связи либо иным способом.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня на очередной финансовый год.
Порядок и сроки направления муниципальным образованиям средств бюджетов субъектов РФ для частичного возмещения расходов, связанных с предоставлением субсидий, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Из федерального бюджета финансируются общефедеральные расходы на социальные цели. Например, Постановлением Правительства РФ от 27.12.04 г. № 856 утверждены Правила обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях.
Обеспечению бесплатными медикаментами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением в федеральных специализированных медицинских учреждениях ВИЧ-инфицированные взрослые и дети, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции.
Организация бесплатного обеспечения пациентов медикаментами для лечения в амбулаторных условиях возлагается на руководителя федерального специализированного медицинского учреждения.
Обеспечение пациентов бесплатными медикаментами осуществляется в соответствии с назначением врача федерального специализированного медицинского учреждения с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции в течение всего периода диспансерного наблюдения.
Выдача бесплатных медикаментов осуществляется в предназначенном для этого структурном подразделении федерального специализированного медицинского учреждения.
При получении пациентом бесплатных медикаментов в медицинской документации федерального специализированного медицинского учреждения регистрируется выдача назначенных медикаментов с указанием фамилии, имени, отчества пациента, диагноза, наименования медикаментов, их дозировок, количества и даты выдачи препаратов.
|
|
Выдача бесплатных медикаментов удостоверяются подписями медицинского работника, выдавшего медикаменты, и пациента, получившего их.
Номенклатура и количество медикаментов, необходимых для бесплатного обеспечения пациентов, определяются ежегодно на основании заявки руководителя федерального специализированного медицинского учреждения в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение.
Финансирование расходов, связанных с обеспечением бесплатными медикаментами пациентов, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на указанные цели, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным специализированным медицинским учреждениям.