Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних

Обеспечение несовершеннолетнему благоприятных условий, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым – обязанность общества перед несовершеннолетним (Принцип Декларации прав ребёнка 1959 г.). Совершение несовершеннолетним преступления в определённой мере означает невыполнение обществом этой обязанности, что оказывает значительное влияние на понимание восстановления социальной справедливости как цели уголовного наказания. Восстановление справедливости заключается, прежде всего, в исправлении несовершеннолетнего. В меньшей степени уголовное наказание несовершеннолетнего подчинено цели общего предупреждения преступлений, однако, суд должен по возможности исключить негативное влияние несовершеннолетнего на его сверстников.

Исправление и предупреждение преступлений – единственные цели уголовного наказания в отношении несовершеннолетних, реализация их вполне восстанавливает нарушенную социальную справедливость[246].

Уголовное наказание – древний и традиционный институт – в своей реализации лишь отчасти определяется новейшими идеями в области уголовной политики. Почва, на которой покоится этот институт, уходит в глубину веков, и в фактическом содержании уголовного наказания можно увидеть отзвуки идеологии возмездия и устрашения. Поэтому отличие этического содержания наказания и его целей применительно к несовершеннолетнему предполагает необходимость специальных норм, регулирующих особенности уголовно-правовых последствий преступления, совершённого несовершеннолетним.

Поскольку цели общественного реагирования на совершение несовершеннолетним преступления – цели сугубо утилитарные, наилучшим способом реагирования является применение специальных мер, разработанных для достижения этих целей. Такими мерами являются принудительные меры воспитательного воздействия, не являющиеся уголовным наказанием. Пленум Верховного Суда РСФСР в п. II постановления от 22 декабря 1990 г. № 5 (действующего в ред. постановления от 21 декабря 1993 г. № II) “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” указал, что суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного характера[247].

Однако понимание исправления в качестве основной цели наказания несовершеннолетних ни в коем случае не исключает применения строгих наказаний к несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, характер которых свидетельствует о значительной ценностной дезориентации несовершеннолетнего. В этом случае безнаказанность может оказать развращающее влияние на несовершеннолетнего, вызовет у него чувство безответственности (особенно в тех случаях, когда несовершеннолетний не раскаивается в совершении преступления). Необходимо отметить и то обстоятельство, что разумное наказание позволяет несовершеннолетнему, совершившему тяжкое преступление, лучшим образом восстановить свой социальный статус. Искупление вины не является целью уголовной политики государства, однако остаётся правом преступника, предпосылкой его ресоциализации. К несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, должны в необходимых случаях применяться строгие меры наказания, - разъяснил Пленум Верховного Суда РСФСР в п. 10 постановления от 25 декабря 1990 г. [248]– Обсуждая вопрос о применении таких мер наказания, суды обязаны …учитывать не только характер и степень общественной опасности совершённого преступления, но и личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность, а также причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определённые должности, конфискация имущества, ограничение свободы). Видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии со ст. 88 УК:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определённой деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определённый срок.

Штраф несовершеннолетним назначается в размере от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего за период от двух недель до шести месяцев. Штраф назначается несовершеннолетнему только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Имущество это должно принадлежать несовершеннолетнему на праве собственности, т.е. должно быть им приобретено правомерно (см. ст. 218 ГК РФ). Определяя размер штрафа, суд должен учитывать, что это наказание не должно препятствовать ресоциализации несовершеннолетнего, который не должен лишаться необходимых для нормальной жизни материальных благ.

Обязательные работы не только для несовершеннолетних, но и для взрослых являются новым видом наказания, своего рода аналогом (в смягчённом виде) исправительных работ “на общих основаниях”, которые были известны уголовному законодательству советского периода. Для несовершеннолетних за преступления небольшой тяжести это вполне адекватный вид наказания. Представляется, что эффективность его применения в значительной степени зависит от организации обязательных работ и характера обязанностей, возложенных на несовершеннолетнего при их выполнении.

В соответствии с ч. 3 ст. 88 УК обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и выполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, лицами в возрасте от 15 до 16 лет – трёх часов в день. Применяя это наказание, суд должен учитывать, что свободное время не включает время, необходимое несовершеннолетним для самоподготовки, выполнения домашних заданий, учитывать и факт дополнительного обучения несовершеннолетнего (музыкальные школы, языковые курсы, спортивные секции и т.п.).

Назначение исправительных работ несовершеннолетним предусмотрено на менее длительный срок, чем для взрослых: от двух месяцев до одного года. Сокращение сроков исправительных работ, очевидно, оправдано, но по существу не повышает их эффективность. Объясняется это возрастом осуждённых и самим характером наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет, поскольку приём на работу таких лиц ограничен. Кроме того, в условиях безработицы устройство на работу таких лиц весьма проблематично. И всё же применение исправительных работ в отношении несовершеннолетних 16-17 лет, когда имеется такая возможность, вполне оправдано как альтернатива лишению свободы даже за преступления средней тяжести, если не наступило тяжких последствий и преступление совершено впервые.

Арест как краткосрочное лишение свободы для несовершеннолетних, вставших на путь совершения уголовно наказуемых правонарушений, является достаточно жёсткой мерой для таких случаев и способен повлиять на их дальнейшее поведение. Это наказание обладает определённой степенью карательного воздействия и может оказаться полезным средством изменения для несовершеннолетнего привычной неблагоприятной среды. При этом необходимо подчеркнуть, что арест как мера наказания к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет не применяется.

Арест назначается несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет к моменту вынесения приговора, на срок от 1 до 6 месяцев. Назначая несовершеннолетнему арест, суд должен учитывать то обстоятельство, что данная мера по возможности не должна вредить учёбе несовершеннолетнего.

Лишение свободы для несовершеннолетнего является самой строгой мерой наказания. Это наименее желательное в отношении таких лиц наказание, хотя высший предел его и ограничен 10 годами. Но в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений, а также при неоднократном совершении преступлений применение лишения свободы вполне обосновано. Все колонии, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, называются воспитательными в связи с тем, что в режиме отбывания наказания преобладают меры воспитательного характера, а ограничения менее строгие, чем в колониях для взрослых.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним осуждённым на срок не более десяти лет и отбывается: несовершеннолетними мужского пола, осуждёнными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола – в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, - в колониях усиленного режима. Пленум Верховного Суда РСФСР в п. 10 постановления от 25 декабря 1990 г. № 5 разъяснил: “Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание его невозможны без изоляции от общества. Следует исключить из судебной практики случаи необоснованного назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на краткие сроки, когда в соответствии с законом к ним может быть применено наказание, не связанное с лишением свободы”[249]. Единственным видом условного освобождения от наказания при вынесении приговора в новом УК является условное осуждение (ст. 73), поэтому при назначении наказания и наличии формальных оснований для условного осуждения суду целесообразно обсудить возможность обсудить возможность применения ст. 73 УК к несовершеннолетнему.

В соответствии с частью седьмой ст. 88 УК суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учёте при обращении с несовершеннолетним осуждённым определённых особенностей его личности. Такими особенностями могут быть, например, особенности психики несовершеннолетнего, физическая слабость и плохое состояние здоровья, способности и склонности к определённому виду деятельности, целесообразность приобретения той или иной профессии и т.п.[250]

Ст. 88 УК не предусматривает специальных норм о замене одного вида наказания другим в случае злостного уклонения от отбывания наказания. Такая замена применяется к несовершеннолетним на основании общих норм, предусмотренных статьями 46, 49, 50 УК.

Особенности назначения наказания несовершеннолетним предусмотрены ст. 89 УК. Руководствуясь общими началами назначения наказания, суд учитывает условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Особенности, относящиеся к личности несовершеннолетнего, обусловлены возрастом условиями его психофизического развития. У несовершеннолетнего нередко оказываются смещены представления о границе добра и зла, шалости и правонарушения. Даже совершая тяжкое преступление, он иногда не осознаёт в полной мере общественного значения своих действий и наступивших последствий. Такие свойства личности, как правило, исчезают с возрастом. Но при совершении тяжких преступлений они могут свидетельствовать и о высокой общественной опасности личности несовершеннолетнего. Поэтому в комментируемой статье рекомендуется учитывать при назначении наказания условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего.

Справедливым наказанием в отношении несовершеннолетнего является наказание, наилучшим образом обеспечивающее его исправление. При этом наказание не должно быть чрезмерно строгим – несовершеннолетний возраст как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими наказание.

Учитывая условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности его личности и влияние на него старших по возрасту лиц, суд выявляет: в какой мере эти обстоятельства обуславливают смягчение наказания несовершеннолетнему, с тем, чтобы наказание не было чрезмерно строгим; каким образом эти обстоятельства влияют на возможность исправления несовершеннолетнего.

Успешное исправление несовершеннолетнего преступника предполагает наличие комплекса социальных и экономических условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий можно отметить возможность общения несовершеннолетнего в социально здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятия правомерной деятельностью, удовлетворяющей материальные и духовные потребности несовершеннолетнего[251]. Отсутствие необходимых условий не означает возможности назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В этом случае в соответствии с законом суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: