Модели для принятия стратегических решений
| Возможности
| Угрозы
|
Сильные стороны
| Поле «СИВ»
| Поле «СИУ»
|
Слабые стороны
| Поле «СЛВ»
| Поле «СЛУ»
|
Методические рекомендации
· Поле «СИВ» - следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон, чтобы получить отдачу от возможностей, имеющихся во внешней среде.
· Поле «СЛВ» - стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет внешних возможностей преодолеть имеющиеся в организации слабости.
· Поле «СИУ» - стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
· Поле «СЛУ» - вырабатывается такая стратегия, которая позволила бы избавиться от слабости попытаться предотвратить нависшую угрозу.
|
2.Матрица»продукт - рынок»
(матрица И. Анзоффа).
Продукты
Рынки
| Имеющиеся
| Новые
|
Имеющиеся
| Обработка рынка
| Развитие рынка
|
Новые
| Развитие продукта
| Диверсификация
|
Варианты решений:
1.Обработка рынка: усиление мероприятий маркетинга для имеющихся продуктов на имеющихся рынках с целью стабилизации или расширения доли рынка. Возможные пути достижения - увеличение потребления, увеличение объема упаковки, привлечение покупателей конкурирующих продуктов.
2.Развитие рынка: выход со старым продуктом на новые рынки. Возможные варианты: сбыт на новых региональных, национальных или международных рынках; расширение функций продукта; новые области применения для старого продукта, вариация продукта с целью его приспособления к требованиям потребителей.
3. Развитие продукта (инновации): продажа новых продуктов на старых рынках. Понятие»инновации может охватывать следующие варианты: подлинные инновации (новые на рынке), квази-новые продукты (связанные со старыми), Me-toe – продукты (новые только для предприятия).
4.Диверсификация: предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Причины: стагнирующие рынки, уменьшение риска, финансовые выгоды.
|
Вероятность успеха различных стратегий:
· старый продукт на новом рынке -50%;
· новый продукт на старом рынке - 33%;
· старый продукт на новом рынке -20%;
· новый продукт на новом рынке - 5%.
|
2.Матрица «Доля рынка - рост рынка»
(Портфельный анализ).
Рост рынка
| Высокий
Низкий
| СПЕ «Звезды»
| СПЕ «Знаки вопроса»
|
СПЕ «Дойные коровы»
| СПЕ «Хромые утки»
|
Высокая
| Низкая
|
Доля рынка
|
Стратегические производственные единицы (СПЕ)– независимые друг от друга сферы деятельности предприятия, которые характеризуются особой, связанной с клиентами рыночной задачей, четко отделяемыми группами продуктов, а также группами клиентов
|
Теоретическая база портфельного анализа:
· Кривая опыта – С ростом объема производства и опыта работы предприятия снижаются затраты производства на единицу продукции
· Жизненный цикл товара – изменение объема продаж и прибыли продаж товара начиная с момента его выхода на рынок до момента его ухода с рынка.
|
СПЕ «Звезды» - находятся в фазе роста. СПЕ приносят прибыль, которая, в основном, уходит на укрепление их собственных позиций.
|
СПЕ «Знаки вопроса» – продукты, находящиеся в начальной фазе жизненного цикла. Требуют вложения инвестиций для закрепления позиций на рынке.
|
СПЕ «Дойные коровы» – продукты, достигшие фазы зрелости. Высокая доля рынка обеспечивает получение высокой прибыли, которая уходит для поддержки других СПЕ.
|
СПЕ «Хромые утки» - продукты в фазе насыщения рынка. Они не имеют большой доли рынка, а значит, приносят невысокую прибыль. Рекомендуется инвестировать СПЕ в «знаки вопроса» или «звезды».
|
2. Модель «Привлекательность рынка – преимущество в конкуренции»
Привлекательность рынка
| Высокая
(А)
|
| |
|
Средняя
(Б)
| |
|
|
Низкая
(С)
| |
|
|
| Малые (А1)
| Средние
(Б1)
| Большие
(С1)
|
Преимущества по отношению к конкурентам
|
Привлекательность рынка – рост общего объема спроса, доступность каналов сбыта, развитая сеть транспортных коммуникаций и др.
|
Преимущества в конкуренции – более высокое качество товара, более низкие цены, наличие круга постоянных клиентов, широкая известность предприятия и пр.
|
Стратегические рекомендации:
АА1- стратегия инвестиции и роста;
СС1 – стратегия уменьшения объема выпуска и последующего его прекращения;
БС1, БС2 –стратегия удержания конкурентных преимуществ;
АБ1, АС1,ББ1,СА1,СБ1 – стратегии в соответствии с результатом комплексного анализа факторов маркетинговой среды.
|