Зак. 367 449

рошего и полезного: счастья, здоровья, успеха... Но сами действия или их последствия не всегда помогают обрести желаемое, а со сто­роны бывает трудно догадаться, наблюдая поведение, чем оно про­диктовано. Так что мы учимся узнавать о позитивных намерени­ях — своих и других людей — и достигать их реализации более эф­фективно.

4. «Любое поведениелучшее из возможных». Если мы убежде­
ны, что действительно хотим достичь чего-то хорошего, то и разыс­
киваем из имеющихся у нас средств наиболее подходящие. Но, под­
черкиваем, из имеющихся. Если на улице у вас отлетел каблук и нет
молотка, то вы имеете самое подходящее: камень, кусок кирпича,
доски... И не потому, что не хотите пользоваться молотком, а пото­
му, что его просто нет. И в других ситуациях похоже — мама хочет
воспитать ребенка грамотным и наказывает его за ошибки в дик­
тантах. Не потому, что хочет наказывать, а просто не знает, не уме­
ет пользоваться другими, более подходящими способами повыше­
ния грамотности.

5. «Нет ошибок и неудачесть только обратная связь». Те­
перь представим себе, что мы запланировали достичь чего-то полез­
ного, выбрали лучший способ достижения и не смогли получить
это... Обидно. Можно ругать себя за допущенную ошибку, винить
судьбу за неудачу, но результат по-прежнему остается только в меч­
тах. А можно искать новые способы реализации своего намерения,
учиться новому поведению, расширять свою карту мира.

У.: Но это сложно, а часто и совсем невозможно!

Т.: 6. «У человека есть все ресурсы, все возможности, чтобы достичь изменения!» Это странный постулат НЛП. Вспомните еще раз, что то, что мы считали окружающей нас реальностью — толь­ко ее описание. И то, что совершенно невозможно в одном описа­нии, обыденная вещь в другом... В карте современного европейца вызвать какими-либо своими усилиями дождь или разогнать тучи — невозможно. Для индейского шамана — это реальность его деятельности. Тех, кто хочет научиться легко «бегать» между раз­ными картами реальности, адресую к прекрасным книгам: Р. Бах «Иллюзии», Р. Желязны «Хроники Амбера», Г.Л. Олди «Войти в образ» и т. д.

У.: Но ведь это фантастика! А реальность — это и есть реальность, она одна. Вот стул, стол, группа...

Т.: Да, конечно... И ты видишь стол... И стул... И группу... И сей­час немного взволнован, и тебе хочется расслабиться, но не делай

этого так быстро... Совершенно не обязательно сразу закрывать гла­за, если хочется направиться в свою внутреннюю реальность, и от­дохнуть от семинара, удобно устроившись на стуле... А перед тем, как ты окончательно отправишься в путешествие внутрь себя, то сможешь точнее услышать шум машин за окном, и давление боти­нок на ногах, и звуки в коридоре...

Н.: Тренер продолжает наводить транс, группа постепенно на­чинает дышать реже и глубже, некоторые закрывают глаза, позы расслаблены.

Тренер рассказывает сказку-историю о Мудреце на горе, а уча­стники погружаются в этот фантастический сюжет, задают вопро­сы и получают на них ответы от своего подсознания.

Мудрец на горе

Часто человеку нужно получить ответ, разрешить свои сомне­ния, и хочется найти человека, безусловно мудрого и доброжела­тельного... И тогда, сформулировав вопрос, ты начинаешь подни­маться вверх по горной тропе. Можно увидеть, как она поднимает­ся все выше и выше среди камней и скал, ощутить тропу под ногами, обратить внимание на свое равномерное дыхание, тишину вокруг... Тропа изгибается, поднимается, открывая новые и новые виды, и с каждым поворотом тропы открываются новые грани вопроса, уве­личивается понимание того, что же именно нужно, в чем основная проблема... И вот за последним поворотом открывается хижина, сто­ящая на вершине горы. В ней живет Мудрец на горе. Смиренно по­дойди к двери, подожди, хочет ли Мудрец выйти к тебе... Вежливо поздоровайся с ним... Задай тот вопрос, с которым ты пришел сюда, в это волшебное место... Есть ли что-либо, что Мудрец хотел бы сам сказать или дать тебе?

Вежливо попрощайся, поблагодари и спускайся вниз, по той же тропе. И с каждым шагом смысл ответа будет становиться все более ясным, и будут появляться разнообразные варианты решения зада­чи, конкретные действия... Когда процесс будет окончен и ты ока­жешься там же, откуда начал это путешествие, то можно открыть глаза и вернуться сюда...

Т.: А теперь можно представить себе эту комнату, людей в ней, почувствовать свою позу и открыть глаза!.. Ну как?

У.: Мы были в трансе, и видели каждый что-то свое. Не опасно ли это?

15*

Т.: 7. «Наше бессознательное желает нам добра». Самые глубо­кие инстинкты, отвечающие за сохранение жизни, продолжение рода и т. д., находятся в бессознательном. Это древний и мудрый слой нашей личности, менее подверженный сиюминутным настро­ениям и убеждениям других людей. Он заботится о человеке, об его эффективном выживании в этом мире. Одной из задач нашего се­минара будет приобретение умения вступать в диалог с бессозна­тельным и доверять его мудрости. Транс — это одна из дорожек в свой внутренний мир. Гуляя там, вы задаете свои вопросы и получа­ете свои ответы, а я только помогаю приоткрыть ворота...

8. «Вселенная добра и изобильна». Как наш внутренний мир, так и окружающая среда — люди и природа — содержат в себе все, что человеку нужно, и только ограничения нашей карты реальности позволяют не замечать этого. Чем более разнообразны наши пред­ставления о мире и готовность к изменению, тем к большему коли­честву ресурсов мы имеем доступ.

А теперь хотелось бы, чтобы мы посмотрели, как изменится наше представление о себе и окружающем, если мы начнем пользоваться картой НЛП — ее базовыми убеждениями. Напишем эти убежде­ния на отдельных карточках. И возьмем еще одну карточку, на ко­торой написано «Проблема». Найдите, пожалуйста, ту проблему, ко­торую не жалко решить... Готово? Разбились на пары, нашли в зале место, где удобно работать. Представили достаточно большой — 1,5 — 2 метра— круг. В центре его расположили «Проблему», а по окружности — карточки с убеждениями НЛП.

Пара разделяется на Ведущего и Ведомого. Ведущий наблюдает за состоянием ведомого, напоминает ему убеждения НЛП. Ведомый представляет себе каждое убеждение, и, когда оно действительно воспринимается как реальность, становится туда, где лежит соот­ветствующая карточка, и, приняв его, смотрит, как выглядит про­блемная ситуация, какие новые решения она приобретает. Подоб­ная процедура происходит по кругу со всеми 8 убеждениями. Когда весь круг пройден, Ведомый становится в центр и представляет себе, как он действует в этой ситуации, а Ведущий читает вслух убежде­ния НЛП. Понятно?

У.: А важна последовательность карточек?

Т.: Желательно в первый раз соблюдать именно такую последо­вательность.

Н.: Участники парами разбредаются по залу, и вскоре все про­странство заполняется непересекающимися кольцами карточек. Ин­тересно смотреть, как меняется выражение лиц, когда принимается то или иное убеждение, как позы становится более уверенными и свободными. Тренер ходит между участниками и, если замечает при­знаки затруднений при «вхождении» в круг, помогает участнику пол­нее осознать соответствующее убеждение, найти понятные приме­ры в жизни, соответствующие события. Когда каждый участник по­бывал в роли Ведущего и в роли Ведомого, упражнение заканчивается. Т.: Мне хотелось бы услышать о ваших ощущениях от этого уп­ражнения.

У.: Моя проблема — конфликт с одним знакомым — стала выг­лядеть совершенно иначе. Ведь, в сущности, мы хотим одного и того же и, наверное, могли бы договориться.

У.: Мне было трудно принять убеждение об «обратной связи», но когда я сделал это, то вдруг понял, что незачем откладывать один важный разговор, а можно попытаться, а если не получится — то сделать по-другому!

Н.: Когда все высказались, работа продолжается. И вновь участ­ники делятся на пары (теперь уже другие) и начинают следующее упражнение: «Подстройка по позе». Один участник садится так, как ему удобно, второй — старается скопировать позу как можно точ­нее. Тренер помогает, обращая внимание на положение ног, наклон головы... Когда копия получается точной, то оба участника замеча­ют это, иногда возникает смех, замешательство. Каждый участник принимает новую позу и копирует ее по 3 раза, с каждым разом вы­полнять упражнение становится легче.

У.: А зачем нужна подстройка по позе?

Т.: А что ты ощущал, когда сам подстраивался и к тебе подстраи­вались?

У.: Ощущения неоднозначные. Когда это делала С. — то очень приятное чувство: ощущение, что она меня понимает, какая-то бли­зость... Но когда это начал делать А., то возникло чувство, что меня копируют, передразнивают. Очень неприятно! Самому подстраи­ваться интересно — никогда не думал, что людям может быть удоб­но в таких позах; менялись ощущения в теле, настроение.

Т.: Вот ты и ответил, зачем нужна подстройка — «войти в образ» партнера, лучше понять, что и как ему удобно, при этом не копируя и передразнивая, а создавая близость, единство ощущений. Для того чтобы действительно научиться этому, упражнение отправляется на домашнее задание. Потренируйтесь в подстройке дома — к теледик­тору, в транспорте, на рабочем месте. Попробуйте делать не полное «зеркало», а копировать только микродвижения рук, покачивание ноги или кивки головой. А теперь продолжаем тренировать под­стройку, но не по позе, а по дыханию. Партнер № 1 сидит и вспоми­нает что-то приятное, партнер № 2 старается дышать в такт... Ну, как впечатления?

У.: Как в песне Высоцкого:

И думая, что дышат просто так, Они внезапно попадают в такт Такого же неровного дыханья...

У.: Трудно! Мой партнер вообще не дышит!

Т.: Потрогайте! Еще не остыл? Значит, не труп и дышит... Часто заметить дыхание легче, когда сидишь не напротив, а рядом с парт­нером, и видишь его в профиль или в 3/4. Попробуйте... Получи­лось? Тренируйтесь, когда вы дома. Если ваш партнер — ребенок, или по каким-то причинам дышит слишком часто — подстраивай­тесь через один вдох. Если партнер страдает каким-то заболевани­ем — астмой и т. п., то безопаснее изменять не свое дыхание, а дру­гие движения: кивать в такт, качать карандашом...

У.: Я тренировалась в этом упражнении дома и случайно сняла приступ у младшей сестрички. Ей семь лет и у нее больная печень, вчера был приступ боли в желчном пузыре. Я легла рядом, обняла ее, стала дышать так же часто и прерывисто, как она, постепенно замедляя темп дыхания, углубляя его. Через 10 минут приступ у ре­бенка прошел без лекарств, хотя обычно он длится около часа. Мож­но ли так делать?

Т.: Если получается, то можно. Это хороший способ успокоить или, наоборот, разбудить спящего: кладешь руку на спину, подстра­иваешься и постепенно ускоряешь темп дыхания... А теперь совсем простое упражнение. Нашли новую пару? Постарайтесь тщательно запомнить позу, одежду, внешний вид партнера. Посмотрели, за­помнили, закрыли глаза... Открыли глаза. Чего не хватает? И т. д., до полного «фотопортрета».

Н.: Уже через минуту почти все пары подстроились по позе, ї через 3 минуты и по дыханию... А ведь команды об этом не было.

Т.: Обратите внимание на ваши позы, дыхание... Подстройка происходит автоматически, если собеседник вам действительно интересен, но справедливо и обратное: после тщательной подстрой­ки интерес к партнеру возрастает.

У индейцев есть поговорка: «Чтобы понять другого человека, нужно пройти милю в его мокасинах». Сейчас мы и попробуем это сделать. Работаем в тройке. Партнер № 1 сидит и максимально точ­но и подробно вспоминает свои ощущения от какого-то конкретно­го события: катание на лыжах, плавание, общение с друзьями. Парт­неры № 2 и № 3 наблюдают и запоминают позу, микродвижения, темпоритм дыхания. Через 2 минуты партнеры № 2 и № 1 меняются стульями, и партнер № 2 «входит в образ», принимая ту же позу, копируя дыхание и т. д., партнер № 3 следит за точностью воспро­изведения. Сделали? А теперь можете поделиться ощущениями с партнером № 1 — что это была за деятельность, какое настроение? Процент совпадения в парах?

У.: —80%!

0 75%.

1 90%.

Т.: Продолжаем упражнение, пока каждый из участников не по­бывает в каждой из ролей: самого себя, наблюдателя, «зеркала». По окончаниии упражнения — возвращаемся в круг.

У.: Очень различались ощущения на своем стуле и «в чужих мо­касинах», действительно, вроде бы становишься другим человеком... Мой партнер «занимался» неизвестной мне деятельностью — катал­ся на горных лыжах, и это ощущение волнения, полета было новым и приятным.

У.: Да, а ты мне в ответ «подарил» ссору с учительницей!

Н.: Участники обсуждают впечатления от последнего блока уп­ражнений. Обстановка в группе стала более теплой, высказывания дружелюбные, возросла наблюдательность и точность выражений.

Чаще упоминается свой собственный опыт: «Я видел...», «Я чувство­вала...», чем обобщения или пожелания другим людям. Тренер так­же стремится обратить внимание группы на различия в индивиду­альном опыте, своеобразное восприятие каждого события.

Т.: У кого есть неприятное воспоминание о конфликте с кем-либо? Желательно то, которое не жалко... Ато вдруг вам этот конф­ликт очень нравится, а вы от него избавитесь?

У.: У меня есть! Одна такая одноклассница противная... Вот уж не жалко, если с ней конфликт прекратится.

Т.: А как ты с этой одноклассницей обычно общаешься? Сидя? Стоя? Поставь 2 стула так, как вы обычно сидите.

Н.: Участница расставляет 2 стула под углом друг к другу, тренер добавляет третий стул на некотором расстоянии от них, просит по­казать, где сидит сама участница, где — ее партнер по конфликту.

Т.: Теперь попробуем представить, что когда ты садишься на этот стул — то ты как бы вновь попадаешь в ту ситуацию, участвуешь в ней от своего имени, когда ты на этом стуле — то превращаешься, «входишь в образ» одноклассницы, а этот стул для наблюдателя. Он просто смотрит со стороны за происходящим, как на 105 серию «Санта-Барбары», не участвуя в конфликте, никого не поддержи­вая... Попробуй!

Н.: Участница поочередно занимает 3 стула, меняется ее поза, выражение лица. Состояния № 1 и № 3 похожи. Тренер спрашива­ет, удается ли просто смотреть на конфликт или сохраняется эмо­циональная включенность в него? Участница подтверждает: «Да, сохраняется». Тогда тренер просит не сесть, а встать на третий стул, «подняться над ситуацией». Участница делает это и радостно улы­бается: «Да, теперь я могу просто наблюдать, что у них там происхо­дит».

Т.: Теперь ты будешь по очереди двигаться между этими пози­циями: я—^наблюдатель—>она—^наблюдатель—»я и т. д. При переходе обязательно.кстряхивай» состояние, оставляя конфликт там, на сту­льях.

Н.: Участница делает это, отвечая в позиции № 1 и № 2 на вопро­сы тренера:

2 Как ты себя тут чувствуешь?

3 Что тебе хочется?

4 Что тебе действительно нужно?
В позиции № 3:

5 Как это со стороны выглядит?

6 Если бы тебе рассказала об этом подруга, что бы ты ей посо­
ветовала?

7 Какая общая цель, к которой они стремятся?

У.: 1) Ну, я пришла с дискотеки, рассказываю о мальчиках, с кем познакомилась, во что была одета. Что чувствую? Удовольствие, хочу немного похвастаться.

2) Так... Когда я — Соня. Злюсь, завидую, хочу, чтобы на меня
обратили внимание. Говорю гадости, смеюсь...

3) Со стороны... Ну и гадючки же они обе! Выпендриваются друг
перед другом, подкалывают, хотят показать, кто «круче». Печаль­
ное зрелище!

Т.: Что бы ты посоветовала этим подружкам? Почему они все-таки общаются?

У.: 1) Я хочу... Вообще-то мне Соня нравится, она классно танцу­ет, умеет делать прикольные прически и макияж. Я тоже хотела бы этому научиться, но не знаю, как ее попросить.

2) На месте Сони — она тоже ничего девчонка, у нее симпатич­ный старший брат, но как попроситься в гости?

3)Я бы, наверное, посоветовала ей пригласить Соню на день рож­дения и попросить, чтобы она помогла накраситься и причесаться.

Т.: Проверь, как это надо сделать?

Н.: Участница репетирует предстоящее объяснение с подругой, подбирая нужные фразы и интонации, пока она не чувствует, что проблема стала вполне разрешимой.

Т.: Проверь, изменилосьли твое отношение к ситуации? Удалось ли собрать новую информацию?

У.: Конечно!

Т.: А теперь за работу всей группой. Разбились на пары и выпол­няем упражнение «Управляемый диалог». Вот три жеста: «я», «ты», «со стороны». Партнер № 1 рассказывает о дем-то для него знако­мом и, желательно, приятном, партнер № 2 показывает жестами, из какой позиции рассказывать.

Н.: Группа похожа на курсы глухонемых... Один из пары смот­рит другому в рот и демонстрирует «ты», «со стороны», «ты», «я», иногда прямо посередине предложения, второй усердно меняет по­зиции, с которых рассказывает. За это время получены новые впе­чатления от привычных событий, улажено несколько конфликтов. В одной паре «управляющий» явно испытывает страх. Что там?

У.: Ну, и «приятная» деятельность у моего партнера! Ходьба под парусом в шторм... А я боюсь и в спокойном озере поплавать. Ког-

да он говорит, я так и представляю себя в хрупкой лодочке посере­дине Киевского моря. Хоть бы скорее время упражнения кончи­лось...

Т.: Поделитесь впечатлениями от упражнения.

У.: Я оказалась «внутри» того события, о котором мне рассказы­вали, и это было не очень-то приятно!

У.: Да, а для меня это действительно большое удовольствие...

Т.: Это тоже полученный опыт, напомним: «Карта — не терри­тория!». Теперь вы еще лучше узнали о способах рассказать о своей карте мира и узнать, как она организована у другого человека. Воз­можно, через некоторое время вода и для тебя станет ресурсом, а может — нет, но теперь ты знаешь, к кому за этим умением можно

обратиться.

А теперь подумаем, для чего мы общаемся?

У.: Чтобы высказаться!

У.: Чтобы лучше узнать собеседника.

Т.: Все высказывания правильные. В общении действительно принимают участие «Я», «Другой или другие» и информация, кото­рая передается. Но не для всех людей во вгех ситуациях одинаково важны все составляющие общения. Внимание может быть направ­лено на себя: «Хочу высказаться», на других: «Что они хотят?», на сбор самой информации, иногда на прерывание потока информа­ции, или на все эти компоненты общения равномерно. В зависимо­сти от этого возникают стили общения, на которые впервые обра­тила внимание Вирджиния Сатир, и они так и названы — «Сатир-категории» (табл. 3^. Подчеркиваем — это не типы личности, а только стили общения! Один и тот же человек, в зависимости от обстоя­тельств, может использовать все эти стили, и сейчас мы будем учить­ся их распознавать и демонстрировать.

Когда участники хорошо освоили пребывание во всех Са­тир-категориях, научились плавно менять стили общения, то этот (базовый) тренинг заканчивается. А дальше, если у подростков возник устойчивый интерес к психологии, по­нимание того, что можно изменить свое восприятие мира, отношение к тем или иным событиям, можно, как кирпи­чики, достраивать другие игры и упражнения. Важно, чтобы их набор отвечал тем запросам группы, которые есть в дан­ный момент.

Нами были созданы и проводились самые разные тре­нинги:

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: