КАИ
Заключение.
В заключение нашей лекции хотелось бы напомнить.
Современная биомедицинская этика содержит в себе все четыре исторические модели: Гиппократа и Парацельса, деонтологическую модель и биоэтику. Биомедицинское знание и практика сегодня, так же как и в предшествующих эпохах, неразрывно связано с этическим знанием, которое в пространстве европейской и российской культуры, неотделимо от христианских традиций. Пренебречь, или исказить, сознательно или бессознательно, связь медицины, этики и религии — это значит неизбежно исказить сущность и назначение каждого из этих жизненно важных способов человеческого существования.
Сама история свидетельствует, что “новые” медицинские технологии не так уж и новы, а некоторые из них “зарождались” в недрах христианской культуры. Так, например, на фреске XV века (собор святого Марка, Флоренция, Италия) изображена “трансплантологическая” операция - святые Косьма и Дамиан приживляют дьякону Юстиниану ноги недавно умершего человека. Первый известный науке опыт по искусственному оплодотворению был произведен в 1780 году в католическом монастыре аббатом Спаланцани. А основателем генетики стал австрийских монах Грегор Мендель. Все это говорит о том, что не сами по себе биомедицинские технологии зло, опасно забвение и не сохранение чистоты того морального смысла, которым они были определены к существованию.
|
|
Старец Нектарий Оптинский учил: “Если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность — научности, то получится полный успех вашей жизни”[23]. Сегодня мы говорим не только об успехе вашей жизни. Связь научности и нравственности — одно из условий существования и выживания современной цивилизации.
[1] Ницше Ф. Сумерки кумиров. Соч. в 2-х томах. М., 1990, т. 2, с. 611-612.
[2] Цит. по: Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981, c. 88.
[3] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. — Время и бытие. М., 1993, с. 21.
[4] Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 2. Н. Новгород. 1996, c. 48.
[5] Августин Аврелий. Исповедь. М., Renaissance. 1991, с. 53.
[6] Василий Великий писал о слепнущих при свете дня “полуученых”, имеющих “глаза сов, ибо зрение совы, проникающее сквозь мрак ночи, поражается великолепием Света” (Цит. по.: Мосс В. Православный подход к науке. — “Православная жизнь”, 1995, № 8, с. 25).
[7] Ф.М.Достоевский. Бесы. Собр.соч. в 10-ти томах.Т.7,М.1957,с. 266.
[8] Ibid., s. 11.
[9] Ibid., s. 15.
[10] Ibid., s. 16.
[11] Иоанн ПавелII. Любовь и ответственность. М., 1993, с. 89.
[12] Там же, с. 86.
[13] Кант И. Основы метафизики нравственности. — Соч. в 6 тт., т. 4, ч.1, М., 1965, с. 278.
|
|
[14] Кант И. Критика практического разума./ Соч. в 6 т.т., т.4, ч.1, М., 1965, с.499.
[15] Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства. — Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань. 1994, с. 35.
[16] Св. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Издательский отдел МП. 1994, с. 790.
[17] Аверинцев С.С. “EYEПЛАXNIA”. — ж-л “Альфа и Омега”, 1995, № 1/4, c. 19.
[18] Флоренский П. Столп и утверждение истины. М. 1990. Т. 1.,ч. 1, c. 355-356.
[19] Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства. — Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань. 1994, c. 32.
[20] Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности. — “По образу и подобию”. М. 1995, с. 114.
[21] Там же, с. 124.
[22] Там же, с. 115.
[23] “О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви”. М. 1995, с. 19.
5-й факультет: