Транспортная инфраструктура

ТЕМА 7. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

7.1.1. Сущность, цели и задачи транспортной логистики

Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя гото­вой продукции проходит ряд этапов. Первый — это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап — движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап — это движе­ние материального потока от предприятия-изготовителя до конечно­го потребителя продукции.

Под транспортом понимается совокупность отраслей хозяйственного комплекса страны, связанных с перевозкой людей и грузов. Кроме того, транспортом называется тот или иной вид перевозочных средств (наземный, водный, воздушный, подземный).

Затраты на транспортировку достигают в некоторых отраслях экономики до двух третей общих логистических издержек.

Если запасы определяют значение фактора времени для продукции, то транспортировка – значение фактора места. Роль транспортировки насколько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической активности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины – транспортной логистики.

Транспортная логистика – раздел логистики движения ресурсов, посвященный управлению физическим перемещением материальных ресурсов в пространстве и во времени в соответствии с интересами их потребителей.

Основные задачи транспортной логистики:

(1) выбор вида транспортировки ресурсов;

(2) выбор вида транспорта;

(3) выбор транспортного средства;

(4) выбор перевозчика и/или экспедитора, а также иных логистических посредников, связанных с транспортировкой ресурсов;

(5) определение рациональных маршрутов доставки ресурсов;

(6) обеспечение единства логистическо-технологических процессов, связанных с движением материального и сопутствующих ему потоков.

Современное понятие транспортировки грузов существенно изменилось в нашей стране с развитием рыночных отношений: от отрасли экономики, приравненной к промышленным отраслям, до сферы услуг – транспортного сервиса. С позиций потребителя транспортный сервис должен обеспечить доставку нужного груза (МР, ГП) обусловленного качества и нужного количества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие способы перевозки (виды транспортировки) и виды транспорта, которые обеспечивают наилучший уровень логистического сервиса.

Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика к потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и транзакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. Поэтому транспортировку можно определить как ключевую комплексную логистическую активность, которая связана с перемещением в логистической цепи (канале, сети) материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции определенным транспортным средством и состоит, в свою очередь, из комплексных и элементарных логистических активностей, включая экспедирование, грузопереработку, защитную упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование и т.п.

Функции транспортировки:

(1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления.

(2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т.е. не занимаются складские площади.

7.1.2. Транспортные издержки и тарифы

Транспортные тарифы – механизм формирования оплаты компаниям—перевозчикам за транспортные и сопутствующие услуги.

Тарифы включают в себя:

♦ провозн у ю плату за перевозку груза;

♦ сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой груза;

♦ правила исчисления плат и сборов.

Система тарифов на различных видах транспорта имеет свои особенности.

Все затраты на перевозку могут быть разделены на переменные, зависящие от дальности перевозки (времени движения), и постоянные, не зависящие от расстояния.

В то же время жесткой границы между постоянными и переменными расходами нет, и для каждого вида транспорта имеется своя специфика их определения.

7.1.3. Единообразие коммерческо-правового и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: