Навигационное оборудование водохранилищ и озер

Ый учебный вопрос. Знаки навигационной обстановки на озерах и водохранилищах, каналах и шлюзах.

ВВЕДЕНИЕ

На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.

Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).

Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.

Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.

При ведение ПСР на реке необходимо знать элементы рек, порядок их прохождения, опасности, которые подстерегают на реке. Без знания лоции невозможна эффективная работа спасателей при использовании маломерных судов.

Таким образом, маломерное моторное судно стало неотъемлемой частью в сложной деятельности войск ГО, а также учреждений и предприятий системы МЧС. Исходя из вышеизложенного, хорошо знать и грамотно эксплуатировать маломерные моторные суда - долг и обязанность каждого офицера системы МЧС.


На мелководных водохранилищах, которые располо­жены в большинстве в европейской части страны, ос­новной способ судовождения (как и на реках) — глазомерная (визуальная) проводка по определенным трассам, четко огражденным навигационными знаками. Здесь выход судов за кромки трасс грозит посадкой на мель. К подобным водохранилищам относятся все крупные водохранилища Единой глубоководной сис­темы (Рыбинское, Чебоксарское, Куйбышевское, Сара­товское, Волгоградское, Камское, Боткинское, Нижне-Камское, Цимлянское).

На глубоководных водохранилищах (Братское, Красноярское, Усть-Илимское) движение судов не ог­раничивается определенными трассами и в основе судо­вождения лежит штурманская проводка с применением навигационных пособий и штурманских приборов. Глазомерная проводка носит здесь вспомогательный ха­рактер.

Основными знаками навигационного оборудования на мелководных водохранилищах являются линейные и щелевые створы (рис. 1) и знаки «Ориентир» (рис. 2), а также русловые маяки (рис. 3). На озерно-речных участках и водохранилищах неболь­шой ширины (до нескольких километров) ходовые бе­рега могут обозначаться перевальными и ходовы­ми знаками.

Линейные створы устанавливают на створных лини­ях протяженностью до 10 км. На больших дистанциях, как правило, действуют щелевые створы. Поскольку дневная дальность действия береговых навигационных знаков обычно не превышает 10 км, то в допол­нение к створам судоходные трассы водохранилищ ограждают плавучими знаками по латеральной системе или по ее разновидности — осевой системе. Плавучие знаки устанавливают также там, где из-за кривизны судового хода или удаленности берега направления движения судов нельзя обозначить береговыми зна­ками. Озерно-речной участок мелководного водохрани­лища и его навигационное оборудование ночью пока­зано на рис. 4.

Рис. 1. Линейные (а) и щелевые (б) створы на водохранилище

На поворотах судового хода при латеральной систе­ме устанавливают поворотные кромочные буи, а при осе­вой — осевые поворотные. Расстояние между смежными буями определяется из условия видимости от знака до знака (от огня до огня) и должно быть для озер­ных и средних морских буев 4—5 км, для озерно-речных — не более 3—3,5 км.

Если ширина судоходной трассы превышает гаранти­рованную в 2 раза и более, то плавучие знаки устанавли­вают по одной, обычно, левой, кромке. На правой кромке ограждению плавучими знаками подлежат отмели и дру­гие навигационные опасности. На разветвлениях транзит­ных судовых ходов устанавливают разделительные буи.

Рис. 2. Знак «Ориентир» на во­дохранилище

Рис. 3. Русловой маяк на свайном (а) и грунтовом (б) основаниях

Рис. 4. Навигационные знаки на озерно-речном участке мелководного водохранилища:

1 — створы осевые; 2 — буи левой кромки; 3 — поворотный буй правой кромки; 4 — буи правой кромки; 5 — знак «Ориентир»; 6 — буй поворотный левой кромки; 7 — створы щелевые

Осевая расстановка плавучих знаков применяется, если ширина хода равна или больше трех-, четырех­кратной гарантированной, но составляет не менее 300 м. Осевые знаки выставляют по оси судового хода, и, таким образом, каждая из судоходных полос справа и слева от линии осевых буев должна быть не менее 150 м. Если в одном из направлений буксируют плоты, то судоходная полоса в этом направле­нии должна быть шириной не менее 200 м. Для облегчения определения местоположения судов на трас­сах водохранилищ на все буи наносят номера. Эти номера помечены и на навигационных картах.

На рис. 5 показан пример расстановки навигацион­ных знаков на участке водохранилища с интенсив­ным движением флота. Основной судовой ход (обозна­чен сплошной линией) закреплен линейным створом Красный и встречными щелевыми створами Осинов-ский и Михайловский. По оси судового хода установ­лены осевые буи «35», «34», «31» и «29» и поворот­но-осевые буи «33», «32» и «ЗО». В вершине поворота сооружен маяк «5». У всех поворотных буев установ­лены также несветящие ледовые буи.

В условиях продленной навигации оборудование основного судового хода состоит из названных створов, маяка и этих ледовых буев.

Рис. 5. Расстановка навигационных знаков на мелковод­ном водохранилище

Дополнительный судовой ход «В» идет вблизи пра­вого берега водохранилища и огражден линейным створом Гурьевский и кромочными буями «SB», «2B» и «1В». Ниже буя «1В» плавучих и береговых знаков не требуется, так как правый берег ходовой, а сле­ва, по ходу, большие глубины. Оборудование участка дополняется двумя знаками «Ориентир» «0—7» и «0-8».

Рис. 6. Расстановка навигационных знаков на глубоко­водном водохранилище

При неблагоприятном для данного участка южном или юго-восточном ветре суда имеют возможность укрыться в убежище, подход к которому обозначен ли­нейным створом Петровский, а вход — двумя красными и тремя черными кромочными буями.

На глубоководных водохранилищах, ввиду того что судоходство здесь может осуществляться по всей аква­тории, навигационное оборудование представляет собой систему ориентиров, позволяющую судоводителям пе­риодически уточнять свое местоположение. Основными береговыми знаками на таких водохранилищах являются знаки «Ориентир». Используются также в ограничен­ном количестве кромочные плавучие знаки. Они указы­вают в данном случае не правую и левую кромки фарватера, а правый или левый берег водохранили­ща. Исключая подходы к убежищам и пристаням, створы здесь не применяют, так как надобности в них нет, а высокие берега, поросшие лесом, затрудняют их обслуживание.

Пример расстановки знаков на глубоководных водохранилищах приведен на рис. 66, на котором изобра­жен участок озерной части водохранилища длиной свы­ше 25 км и наибольшей шириной около 20 км. Рекомендованные трассы показаны сплошными линия­ми, подходы — штриховыми. Пять знаков «Ориентир» «83», «84», «S5», «86» и «S7» и буи «228», «230», «2 31», буй-автомат АРИВ (автоматическая плавучая ус­тановка гидрометслужбы, регулярно передающая по радио сведения о скорости и направлении ветра) расположены так, чтобы судоводитель (в особенности в ночное время) мог при необходимости определять местоположение судна. Назначением буя «231» и знака «Ориентир» «86» является также указание подхода к пристани, а знака «Ориентир «85» — подхода в убе­жище.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: