double arrow

Цвет как визуальный атрибут отображаемой информации

Лекция № 3. Психология цветовосприятия.

Люди имеют разные физиологические, психологические, культурные и эмоциональные реакции на цвета. Мы говорим: «Она сошла с ума от ярости, у нее красная пелена перед глазами», «Он позеленел от зависти» и т.д. В нашем сознании мы ассоциируем цвета с эмоциональным состоянием. Артисты, художники и декораторы знают, что теплые цвета (красный, оранжевый и желтый с их оттенками) пробуждают активность и возбуждение, а холодные (синий, фиолетовый, багровый, серый) имеют умиротворяющее и успокаивающее действие.

Использование цвета в пользовательском интерфейсе может вызывать трудности у людей, имеющих некоторые проблемы со зрением, такие как цветовая слепота (данный тип зрительного дефекта присущ 8% мужского населения и менее 1% женского).

Учитывая, что пользователями компьютеров являются люди разного возраста и состояния здоровья, разработчикам приходится учитывать множество нюансов.

«При правильном использовании цвет может быть мощным инструментом, повышающим информативность системы. Неправильное использование цвета может существенно снизить качество такой системы» (Джеральд Мерч).

Цвет часто применяется для качественного выделения, представления различий в характеристиках, и для количественного выделения, чтобы показать различия в количестве.

Цвет привлекает внимание человека. Это свойство интенсивно используется в области коммуникации и рекламы. На что вы скорее обратите внимание – на черно-белую или на цветную рекламу? Уэйн констатирует: «Научные исследования в области печатных форм показали, что цвет на 32% эффективнее для привлечения внимания и на 25% - для вызова ответных действий читателей». Это действует практически на уровне подсознания.

Поскольку цвет является сильным средством привлечения внимания, обилие оттенков заставит пользователей обратить внимание на экран. Это помогает сделать интерфейс более дружелюбным и легким в использовании. Однако данный «эффект Лас-Вегаса» может и отвлекать пользователей при работе. При выборе цвета необходимо определить, подходит ли он для длительной работы за компьютером.

Операционные системы предлагают стандартные цветовые палитры и схемы. Вы должны использовать их при разработке интерфейса. Они созданы, потому что цвета сложно согласовывать и люди часто ошибаются при выборе цвета или цветовой комбинации.

Удачный (в смысле продуманный) выбор визуальных атрибутов отображаемой на экране информации – это значительно больше, чем просто красивое внешнее оформление приложения. Качество визуального проектирования в значительной степени влияет на психофизиологическое состояние пользователя, и на эффективность его работы в целом. Вследствие этого даже достаточно мощный по своим возможностям программный продукт может оказаться недостаточно функциональным, если визуальное представление его интерфейса не удовлетворяет соответствующим требованиям.

Цвет является одним из важнейших визуальных атрибутов интерфейса. Поскольку цвет имеет способность привлекать взгляд, используйте его для идентификации тех элементов интерфейса, на которые вы хотите обратить внимание пользователя (например, для выделения текущего выбора). Цвет также имеет ассоциативный аспект; во многих случаях объекты одного цвета воспринимаются людьми как взаимосвязанные. Цветовая гамма может также оказывать определенное эмоциональное или психологическое воздействие; не зря, например, разделяют цвета на «холодные» и «теплые».

Области, фон которых представлен более теплыми оттенками красной части спектра, кажутся крупнее, чем области, цвет фона которых смещен к голубой части. Объекты экрана на белом фоне или на фоне цвета из средней части спектра кажутся ярче и легче воспринимаются при разном внешнем освещении.

Наибольший контраст между двумя областями экрана достигается в том случае, если цвет фона одной из них – черный или близок к любой из границ спектра, а цвет фона другой – белый или взят из средней части спектра.

Данные рекомендации справедливы и для соотношения между цветами символов и фона. Следует учитывать, что некоторые комбинации цвета, например голубой цвет символов на красном фоне, неприятны для глаз.

Различные психологические состояния человека характеризуются различными предпочитаемыми (наиболее приятными) цветами. Помимо этого отмечена обратная зависимость – влияние цвета на настроение и работоспособность. В работах, посвященных исследованию психологического воздействия различных цветов, приводятся такие данные:

Голубой – успокаивает;

Красный – волнует и утомляет;

Зеленый – настраивает на добродушный и безынициативный лад;

Желтый – веселый, оптимистичный, вызывает легкомысленный настрой;

Оранжевый – раскрепощает фантазию;

Фиолетовый – гибелен для глаз, цвет зависти, тревоги, неудовлетворенности;

Коричневый – угнетает умственную активность;

Черный – мрачный, способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок.

Таким образом, непродуманное использование цвета может вызвать у пользователя негативное эмоциональное состояние или даже отвлекать его от работы, мешая сосредоточиться на выполняемом задании.

Кроме того, при выборе цветовой палитры следует учитывать целый ряд дополнительных факторов:

· · Хотя вы можете использовать цвет, чтобы отразить связь между теми или иными объектами, ассоциация между выбранным вами цветом и конкретным значением не всегда будет очевидна или легко узнаваема для пользователя.

· · Цвет является очень субъективной характеристикой, поэтому то, что нравится вам, совсем не обязательно будет приятно пользователям.

· · Некоторые пользователи могут иметь проблемы с цветовосприятием.

В силу приведенных выше обстоятельств, цвет должен использоваться только как дополнительная форма передачи информации.

Еще один вывод состоит в том, что целесообразно в рамках одного приложения использовать ограниченное множество цветов, причем предпочтение следует отдавать приглушенным, пастельным тонам.

При подборе цветового оформления следует учитывать тот факт, что оттенок цвета изменяется под воздействием соседних цветов.

Цвет достигает наибольшей выразительности, если добавить немного контрастного цвета (не в равных пропорциях!). Контрастные (дополнительные цвета) при визуальном смешении дают белый и серый цвета. Приведем пары цветов, в которых первый цвет является основным, а второй – дополнительным:

Красный – голубой

Оранжевый – голубовато-синий

Желтый – синий

Желто-зеленый – фиолетовый

Зеленый – пурпурный

При этом следует учитывать то, что пары не являются взаимно-обратными. Например, если основным цветом является синий, то дополнительным будет оранжевый, а для основного желтого - дополнительным будет фиолетовый и т.д.

Поскольку цвет является субъективным фактором, разрешите пользователю самому настраивать цветовую гамму, где это возможно. Для стандартных элементов интерфейса система обеспечивает стандартные цветовые схемы. Если при создании приложения вы будете их использовать в качестве основы, то это позволит избежать включения в интерфейс дополнительных элементов управления. Кроме того, указанный подход гарантирует, что ваши собственные визуальные элементы не будут выпадать из общего ряда, когда пользователь изменяет системные цвета.

Создавая ваш собственный интерфейс для изменения цветов, учитывайте сложность выполняемого задания и уровень подготовленности пользователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: