Лекция 33-34 Чистая прибыль

Показатель чистой прибыли – один из наиболее важных показателей финансовой отчетности. Чистая прибыль отражает финансовые результаты деятельности организации. На ее основе формируются различные рейтинги и расчеты финансовых аналитиков. От ее величины зависит курс акций и величина дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным и привилегированным акциям.

Чистая прибыль для целей бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности определяется как результат вычитания из бухгалтерской прибыли до налогообложения условного расхода по налогу на прибыль и постоянных налоговых обязательств.

Чистая прибыль = прибыль до налогообложения – налог на прибыль

  1. Методика анализа прибыли (убытка) до налогообложения (бухгалтерской прибыли).
  2. Анализ влияния факторов на прибыль.



 



 
 
 
 
1. Прибыль бухгалтерская до налогообложения (Пб) – это общая прибыль, конечный финансовый результат, один из показателей эффективности работы.

При анализе прибыли до налогообложения необходимо дать оценку составу прибыли до налогообложения, структуре, динамике выполнения плана за отчетный год, определить факторы, повлиявшие на изменение общей суммы прибыли.

При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Анализ бухгалтерской прибыли до налогообложения предполагает исследвание по следующим направлениям:


- анализ прибыли от реализации;


- анализ и оценка использования чистой прибыли;


- анализ взаимосвязи Затраты – объем – прибыль.

Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет оценить объемы реализации продукции, величины затрат, балансовой и чистой прибыли предприятия. Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета.

Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов – себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения показателей. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчета о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в

сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения на основе выбора вариантов. Кроме этого результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов, что может быть использовано как во внутреннем, так и во внешнем анализе.

В аналитической практике применяется несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчетности:

- вертикальный,

- горизонтальный,

- трендовый анализ показателей,

- расчет финансовых коэффициентов,

- сравнительный,

- факторный анализ.

В оценке качества прибыли большое значение придают бухгалтерским методам. В прогнозировании финансовых результатов используются методы статистики.

К стандартным методам анализа отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры. Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.

Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учитывать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Построенные тренды изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов.

При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является неоднородная совокупность – прибыли и убытки, итоговый показатель – будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль (формируется не только за счет выручки от продажи). Для определения итогового показателя в таблице не всегда удобно использовать объем продаж. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому целесообразно представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчета о прибылях и убытках.

Необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов за три смежных года и более.

Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности (табл. 14), рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках. Кроме рентабельности текущей деятельности и рентабельности продукции (по прибыли от продаж) определяется показатель рентабельности продаж, рассчитываемый по чистой прибыли (чистая прибыль/выручка от продажи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: