Загал характеристика західноєвропейської схоластики

Основные темы патристики- телеологизм, гармония универсума, теодицея, гармония веры и разума и др.

Период развитой теологии

В IV столетии на Востоке выступают представители каппадокийской церкви 10 — Григорий из Назиана его друг Василий Вели­кий, Августин Блаженный и Григорий из Ниссы (Нисский) автор богослов­ских работ, которые явились попыткой образования системы правоверного богословия. Фило­софия должна быть инструментом объяснения «истин» догматики, принятых официальной церковью. Разум становится орудием христианской веры.

Период енциклопедического кодифицирования наук .Представители этого етапа – Боэций, Иоанн Дамаскин и т.д.

В №21

СХОЛАСТИКА. Она преподавалась в школах и универ-ах. Существует 3 периода: 1) Ранняя схоластика (IX-XII в.) 2)Период зрелости(XIII в.) 3) Упадок (XIV –XV в.) Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Задачи схоластики: с помощью разума проникнуть в истины веры и тем приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму при помощи философских методов; используя философские аргументы исключить критику святых истин. Схоластическое философствование сосредотачивалось на 2 проблемах: споре номинализма и реализма и доказательстве существования Бога. Спор шел о природе универсалий, т.е. о природе общих понятий, об отношении общего к единичному (Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух). Существует 2 основных решения этого вопроса: 1) Универсалии существуют реально, независимо от человека (РЕАЛИСТЫ: Эриугена, Аквинский, Кентерберийский, Гильом). Первые двое, основываясь на положениях Аристотеля, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность или форма и «после вещей», т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции. Такое решение вопроса носит название «умеренного реализма» в отличие от «крайнего реализма», согласно которому общее существует только вне вещей. 2) Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Реальным существованием обладают только единичные вещи. Существует только индивидуальное, только оно может быть предметом познания - Номинализм (Росцелин, Скот, Оккам, Бэкон). Довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи». Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.

В№22

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Идеи Платона -это мысли творца перед актом творения. Мир представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Поставил проблему динамики личности и динамики бщечеловеческой истории. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное господство церкви. Ввел ряд идей неоплатонизма.

Разработал теорию оправдания бога за существование зла на земле, т.назыв. «Теодицею». Бог является исходным пунктом философии Августина. Цель жизни человека-познать Бога и свою зависимость от него. Мир существует благодаря постоянному творению Бога. Творение происходит непрерывно, однако сразу же в законченом виде. Мир создается путем эмманации. Т.образом все в мире имеет эту частицу благодати. Все сотворенное причастно к доброте, совершенству и благу и только материя искажает неземной образ существующей вещи. Это означает, что субстанциальное зло невозможно. Зла не существует. Зло-недостаток добра в вещи. Однако в мире людей зло возможно как поступок противоречащий христианским законам. Человек наделен свободой воли и имеет право выбирать между добром и злом. Адам первый нарушил Божьи законы, потому, что он обладал свободой выбора, однако Бог знал об этом заранее. Грех Адама ослабил силу разума и первородный грех теперь передается душе вместе с рождением. Т.обр. даже младенцы греховны а праведная жизнь не является гарантией спасения души. Именно те, кто спасется известны только богу. Изменить свою судьбу невозможно.

В№23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: