В социологической науке существует мнение, что социальные взаимодействия являются фундаментом для складывания новых социальных отношений. Социальные отношения можно определить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
В основе социальных отношений лежит неравенство распределения в обществе непреходящих социальных ценностей. Именно эта неравномерность и определяет первоначальный характер социальных связей. Именно таков характер таких социальных отношений, как власть и подчинение, экономические отношения, дружба, любовь и т. д. Уровень и характер распределения ценностей в группе обозначается в социологии термином «ценностный образец группы». Измерение этого показателя осуществляется с помощью распределительного индекса. Данный индекс указывает, какова дисперсия той или иной ценности среди группы. При этом между распределительным индексом и распределенностью ценности существует обратная пропорциональная связь, т. е. чем выше индекс, тем менее распределена данная ценность среди членов группы. На индивидуальном уровне ценностная распределенность определяется социологами термином «ценностная позиция».
|
|
Активность индивидов в процессе складывания социальных отношений обуславливается двумя показателями:
1) уровнем экспектации, т. е. ожидания, который показывает, насколько тот или иной ценностный образец удален от индивида;
2) уровнем требований, т. е. место, которое индивид стремится занять при осуществлении распределения ценностей.
В результате анализа указанных показателей можно определить ценностный потенциал личности.
Ценностный потенциал – это возможность достижения той или иной позиции в процессе распределения ценностей. При этом в социологических теориях была выработана определенная градация ценностей. Согласно этой градации человек в первую очередь стремится к достижению ценностей благосостояния. Ценности благосостояния – это те ценности, которые считаются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности: благополучие, богатство, мастерство, просвещенность. Благополучие – это здоровье и безопасность; богатство – обеспеченность материальными благами; мастерство – приобретенные профессиональные качества; просвещенность – это знание и информированность, а также культурная связь индивида.
Прочие ценности выражаются в действиях. Среди них наиболее предпочтительными для индивида являются власть, движение, моральные ценности, аффективность. Под аффективностью в данном случае подразумеваются такие ценности, как любовь и дружба.
Необходимыми условиями возникновения социальных отношений являются следующие факторы:
1) циклически повторяющиеся социальные взаимодействия;
2) существование осознанной потребности в приобретении ценности;
3) наличие ресурсов для достижения желаемой ценности.
Содержание и смысл социальных отношений определяются характером соединения во взаимодействиях у личности потребности в ценности и владение ценностями.