Предпринимательство и мошенничество

Тема 7. Предпринимательство и мошенничество

Мошенничество — это преступление, в результате которого его жертва добровольно передает часть своих материальных средств в какой-либо форме мошеннику. Основой таких действий является обман одним лицом (или группой лиц) другого лица (или группы лиц, или организаций) на основе недостаточной компетенции жертвы мошенничества по предмету сделки. Используя невежество людей, мошенник вводит их в заблуждение относительно возможных выгод от участия в предлагаемых мошенником операциях.

Раскрытие мошеннического замысла осложняется тем, что по своей форме большая часть мошеннических операций в исходном пункте (когда нечто заманчивое и желаемое предлагается) и нередко по их завершении (когда жертвы остаются "наказанными") практически ничем не отличается от обычных сделок.

Другими словами, в условиях рыночной экономики периода ее становления доказать наличие "обмана" и "злоупотребления доверием" довольно трудно. Современные технологии мошенничества существенно опережают существующую нормативно-правовую базу. Обман и злоупотребление доверием в сегодняшней предпринимательской деятельности мошенники осуществляют именно как предпринимательскую деятельность со всеми необходимыми внешними ее атрибутами.

Именно поэтому россиянами предпринимательство воспринимается как махинации, ловкачество и организация темных дел и делишек.

В свободной же рыночной экономике предпринимательство — это тип инновационного поведения, направленного на организацию и осуществление в условиях неопределенности и конкуренции рискованных проектов и мероприятий с принятием на себя ответственности за результаты и последствия принятых решении.

Исходя из такого толкования предпринимательства, можно

сформулировать один из вариантов определения мошенничества через характеристики предпринимательства.

Мошенничество — это вид предпринимательства, в котором личностные качества предпринимателя направлены на обман и самооправдание обмана; рыночная среда с ее широкими возможностями сводится к действиям в сфере, где возможен обман; предпринимательская этика сводится к поведению, инициирующему обман партнера или конкурента.

Таким образом, получается, что предпринимательская деятельность становится мошенничеством, когда личностное знание предпринимателя состоит в знании, как совершить обман.

Личностное знание предпринимателя формируется в результате аналитической работы и сбора самой разнообразной и отрывочной информации. Приобретя конфиденциальное личностное знание в собственность, предприниматель преобразует этот информационный капитал в товарно-денежный.

Предпринимательские функции в случае маскировки мошенничества под предпринимательство осуществляются в следующих сегментах рынка:

1. Поиск экономических ресурсов. Для профессионального мошенничества наиболее привлекательным экономическим ресурсом является чужая собственность в любой форме. Это, как правило, мошеннический доход других мошенников, полученный незаконным способом.

2. Изобретение новых экономических ресурсов, В данном случае применяют в первую очередь те нововведения, которые предполагается осуществлять с нарушением закона и с элементами мошенничества или же которые еще не имеют достаточно прочного правового законодательного обеспечения.

3. Накопление и концентрация ресурсов с целью их последующего запуска в мошеннический оборот. Это делается путем внедрения своей подставной фирмы в другую фирму для сбора информации и последующего использования этой фирмы с целью присвоения себе ее прибыли.

4. Формирование благоприятной рыночной конъюнктуры через оптимальную комбинацию имеющихся ресурсов. Это вы сражается в подчинении рыночной конъюнктуры узкому кругу коррупционеров, заключивших между собой негласный договор о разделении сфер влияния и рынков.

5. Оперативный поиск информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех мошеннических действий. Ценной информацией здесь в основном является информация о необходимых и достаточных величинах взяток в самых различных формах — от простой взятки наличными до принятия в участники фирмы представителя лица, от которого зависит принятие нужных решений и действий.

Конкретных данных по мошенничеству российская статистика и пресса не имеют. Ориентиром может служить западная статистика, так как российские масштабы мошенничества во всяком случае не ниже зарубежных.

В США собирают статистику о мошенничестве около 25 федеральных служб по отдельным аспектам. Тем не менее сами американские исследователи призывают, что многие случаи злоупотреблений остаются необнаруженными или же являются внутрифирменной закрытой информацией.

ФБР США оценивает общий ущерб от мошенничества от 60 до 200 млрд. долл. в год.

Правительственная комиссия США по ссудам и депозитам считает, что 60% всех учитываемых правительством ссуд и депозитов имеют элементы мошенничества.

Институт менеджмента США по результатам исследований делает заключение, что 87% менеджеров готовы ради улучшения имиджа своей фирмы совершить мошенничество, 33% менеджеров подозревают в мошенничестве своих непосредственных начальников и 55% менеджеров не верят высшему звену управления своих фирм.

Исследования в банковской сфере США дают не менее впечатляющие результаты. 95% ущерба, понесенного в банковской сфере США, образуется при непосредственном участии персоналов банков и только 5% — за счет действий только клиентов.

Сама предпринимательская деятельность сводится к поиску, нахождению и хранению личностной информации предпринимателя, которая обеспечивает преимущества в подготовке, принятии и проведении экономических решений.

Под субъектом мошенничества понимают человека или группу людей, сознательно осуществляющих обман других людей с целью незаконного получения ценностей объекта мошенничества. Жертва мошенничества является объектом мошенничества и стороной в результате мошеннического действия.

Успешным мошенником, т.е. таким, которого следует опасаться, может быть человек, имеющий определенный набор интеллектуально-психологических и этических качеств. В

самой общей форме модель таких свойств содержит 6 элементов:

• стремление быстро обогатиться без лишних трудовых усилий;

• природой данная привлекательность, вызывающая доверие к этому человеку;

• мощный комбинаторный интеллект, позволяющий строить модели поведения людей под влиянием внешних воздействий, прогнозировать их поведение;

• эмпатия, т.е. способность чувствовать, мыслить и хотеть так, как чувствуют, мыслят и хотят люди будущие жертвы мошенников;

• высоко развитое чувство превосходства, позволяющее действовать уверенно по отношению к людям, которые, по мнению субъекта аферы, "безусловно", стоят в интеллектуальном отношении намного ниже мошенника и поэтому позволяют себя обманывать;

• установка на такое нарушение законов, которое предусматривает возможность избегать разоблачения и наказания. Объектом мошенничества в принципе может оказаться любой человек. Но наибольшая вероятность у того, кто:

• как и мошенник, хочет быстро и без лишних усилий обогатиться. В этом пункте многие жертвы по мотивам тождественны самим мошенникам;

• предрасположенный к роли жертвы человек, характерной психической особенностью которого является внушаемость (податливость, уступчивость и т.п.);

• жертвы мошенничества — это, как правило, невежественные люди именно в тех сферах, где действуют мошенники;

• жертва мошенничества — это человек, в высшей степени наделенный потребностью жить с верой в людей, поэтому у него часто отсутствует необходимая критичность к сомнительным и подозрительным начинаниям и предложениям мошенников;

· объектом мошенничества чаще всего бывает человек, у которого чрезвычайно выражена зависимость в принятии любых решений от позиций, мнений, точек зрения других людей и внешних обстоятельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: